Вечером перед гонкой Джонсон и Кнаус закончили говорить по телефону в двенадцатом часу. В 8 утра, когда Чад уже был на трассе, Джимми позвонил снова. Он нервничал, он плохо спал, он не мог забыть о Техасе, а скверно работавшая в практиках машина не прибавляла настроения. Через 15 минут телефон Кнауса зазвонил вновь. Джимми просил разрешить приехать, он хотел работать. Чад велел Джимми идти спать.
Предстоял длинный день. Для команды #48 он начался с перебора сток-кара. Поменяли, по словам Кнауса, буквально всю подвеску и стабилизаторы. А ведь Джонсону предстояло стартовать с поула, на 14 позиций выше своего соперника, чья машина в практике была немногим лучше. Джимми проиграл старт, но в гонке волнение как рукой сняло, чему лучшее подтверждение — безупречные рестарты. В качестве иллюстрации преодолённых трудностей — бурная радость на Аллее Победы.
Курт Буш восхищался Джимми и его командой. «Привилегия — финишировать следом за ним» — сказал чемпион-2004. В те далёкие времена Курту противостоял другой Джимми. Сейчас, наблюдая за тем, как #48 расправляется с МакМюрреем на рестарте, Курт ощущает неумолимую очевидность совершенства. Понятно, что тут свой отпечаток накладывает редкость хорошей формы #2, но и сам Буш знает что такое медные трубы. Нам не нравится, когда в гонке есть доминирующая машина. В воскресенье их было аж три — #26 и #2, как говорится, накрывали всех остальных. И должны были бы разыграть между собой победу, как например #16 и #5 три года назад. Но над машинами Джейми и Курта была ещё одна, доминирующая доминирующие, — #48 Lowe’s Chevrolet.
Машина с другой планеты не испортила драматичную гонку, «самую длинную из всех коротких» по словам Рика Хендрика, и одну из самых необычных для Финикса.
Лидирование МакМюррея, дождь, затем лидирование Буша, затем неудержимость Джонсона — всё это прелюдия к главной части, которая началась с аварии за 37 кругов до финиша. Начало оказалось столь жарким, что потребовался красный флаг. А второй этап с конца сезона ознаменовался тем же, что и второй этап с начала — «подкопом» одной машины под другую. Причём управляли «подкапывающей» машиной гонщики с недавним прошлым в мире open-wheels.
Год назад в Финиксе был бум на гонщиков из мира машин с открытыми колёсами. Дебют Сэма Хорниша, вторая гонка для Жака Вильнёва, первый старт на овале Патрика Карпентье, плюс Монтоя в качестве «вожатого интервентов» и где-то далеко не прошедший впервые за 5 этапов квалификацию Эй-Джей Оллмендингер. Несмотря на то, что сезон Sprint Cup сойдёт за 4 в Ф1, Champ Car или IRL, год — это совсем немного. Где сейчас эти совсем небезызвестные имена?
Вильнёва и след простыл. Хорниш, при среднем финише 29.6 и неисчерпанном кредите (доверия) Роджера Пенске борется за звание Новичка года, пресекая слухи о возвращении в IRL. Эвернхем уволил Карпентье через пару недель после того, как Red Bull уволили Оллмендингера. Эй-Джей оказался за рулём GEM Dodge #10, и это не стало обменом шила на мыло — результаты удивляют с каждой гонкой. Монтоя, как и ожидалось, проводит второй сезон хуже дебютного, а его команда ведёт переговоры о слиянии с кем-нибудь типа DEI. Сам Хуан-Пабло утверждает, что «стал ездить лучше, чем когда-либо», но в гонках с заметной регулярностью оказывается не просто участником, но инициатором столкновений.
За этот промежуток времени успел начать и закончить карьеру в NASCAR Дарио Франкитти, а Скотт Спид — стать вторым пилотом, кто перешёл в гонки сток-каров сразу после Формулы-1. И будет очень удивительно, если через год Спид не успеет закончить карьеру в Sprint Cup.
Чрезвычайно забавная ситуация — Монтоя, прорубивший окно для пилотов оупенов в NASCAR, отомстил своему обидчику Гиллилэнду посредствам Спида, последнего «эмигранта», и Кейси Мирса, племянника легенды IndyCar. И если Оллмендингер в течение пары минут извинился за безрассудную атаку на Кенсета, жертвой которой стал и Стюарт, то Монтойя, лишивший Мирса как минимум финиша в топ-10, рассуждал о недостатке скорости на шорт-ранах.
На финише Мэтт Кенсет проучил и Эй-Джея, и Хуана-Пабло. Так, что комар и носа не подточит.
NASCAR меняется, рассуждения Брайана Франса о сокращении расходов до омерзения напоминают сами знаете что, и ни к чему хорошему не приведут, но кое-что остаётся неизменным — особенность мира сток-каров. И пусть нынче Кенсету и Стюарту до Джонсона — как до небес, Оллмендингеру до Тони или Мэтта — как до Луны.
Финикс стал первым треком, на котором у Джонсона больше всех побед в истории. В Хоумстеде у Chevrolet, победителя зачёта производителей-2008, только одна победа, и та принадлежит Джо Гиббсу. Но в Майами Джимми Джонсон с вероятностью 99% станет трижды подряд чемпионом Кубка NASCAR, фактически сравняется с достижением Кейла Ярбороу ровно тридцать лет спустя.
Фёдор Бакулов
Комментировать данный текст можно только на сайте Спортивного канала 7ТВ