Прошедшая сегодня ночью гонка на шорт-треке в Ричмонде стала третьей гонкой Кубка НАСКАР на шорт-треках в этом сезоне. Позади в кильватере гоночных баталий остались Бристоль-I и Мартинсвилль-I, наступил черёд и Ричмонда. И хотя прошедшая гонка могла иметь совершенно другую окраску, скучную, уныло-чёрную, как и машина № 11 безоговорочного лидера Дэнни Хэмлина, но развязка гонки стала «Этюдом в багровых тонах». Ведь трек не подкачал, оправдав своё гордое название «шорт-трек»!
Шорт-треки, наравне с бич-корсами (от beach course, гонки по местности на берегу океана) – колыбель гонок сток-каров НАСКАРа. Что же подразумевается под этим термином? Шорт-трек (короткий трек) – трек овальной формы длиной менее 1 мили. Сейчас в календаре Кубка НАСКАР три «классических» шорт-трека: Мартинсвилль (0.526 миль/847 м), Бристоль (0.533 миль/858 м) и Ричмонд (0.75 миль/1210 м). В связи с введением «автомобиля будущего» СОТ в прошлом, 2007 году, составление списка трасс для его выступления, и попытках согласовать классификации треков по длине (официальную, историческую, гонщиков), шорт-треком теперь называются треки длиной менее 1.366 мили, что было объявлено НАСКАР на сезон 2007 года. В реальности ещё сам НАСКАР не обозначил свою окончательную позицию по этому вопросу. Так, на официальном сайте в списке «Tracks» к шорт-трекам причислены и 1-мильные треки, в то же время для треков длиной между 1 милей и 1.366 мили даётся классификация «промежуточные треки». Вполне возможно, что после того, как СОТ стала в 2008 году постоянной машиной, шорт-треками будут называться треки длиной менее 1 мили, как это принято по классификации самих гонщиков, и исторически.
На заре возникновения НАСКАР, после Второй Мировой Войны, подавляющее большинство гонок сток-каров проходили на грунтовых/красно-глиняных шорт-треках. Болельщики называли их «bullrings» — ареной для боя быков. Гонки на них, судя по словам и свидетельствам старых болельщиков, воспоминаниям гонщиков, фотографиям и немногочисленным видео, были всегда насыщенны событиями и плотной борьбой. «Old-school racing», «bump-and-run», «spin-and-win», «side-by-side racing» — вот основные характеристики гонок той эпохи. В 1950-ых годах начался строительный бум постройки новых треков с асфальтовым покрытием, как шорт-треков, так и спидвеев/суперспидвеев – Мартинсвилль, Дарлингтон, Дайтона. Но ещё на протяжении 11 лет большинство гонок Кубка НАСКАР проходили на грунтовых/красно-глиняных шорт-треках. В середине 1960-ых годов гонки на треках с асфальтовым покрытием становятся более популярными среди болельщиков, и грунтовые треки постепенно уходят в прошлое. Последняя гонка Кубка НАСКАР на грунтовом треке прошла в 1970 году в Рэлей, штат Северная Каролина, на 0.5-мильном треке «North Carolina State Fairgrounds Speedway». Дистанция её была 100 миль, и выиграл гонку Ричард Петти. Почему же НАСКАР ушёл с грунтовых треков? Скорее всего, это было невыгодно финансово. Ведь грунтовые треки – это как бы «домашние треки» для маленьких городков, посёлков. Началось строительство больших треков с покрытием, НАСКАР начал выходить на национальную арену, расширятся финансово и географически, и грунтовые треки его уже не устраивали. Но необходимо отметить, что сейчас НАСКАР проводит несколько чемпионатов на грунтовых треках, например NASCAR Whelen All-American Series. Но самые известные чемпионаты для грунтовых гонок проводит санкционирующая организация World of Outlaws и USAC. Также стоит отметить, что сток-кары (то есть продажные, строго серийные модели) часто не выдерживали таких испытаний при гонках на грунте, и их начали модифицировать. Именно тогда началось изменение сток-каров в сторону уникальных, специально сделанных машин для гонок.
Мартинсвилль, Бристоль, Ричмонд – самые известные современные шорт-треки Кубка НАСКАР. Но проводятся ли гонки на ещё более коротких треках? Да, и самый известный шорт-трек — Mansfield Motorsports Park длиною 0.5 мили (805 метров), самый короткий овал в NASCAR Craftsman Truck Series. Также стоит упомянуть и знаменитый грунтовой 0.5-мильный трек Eldora Speedway.
Однако рекордсменами они не являются. Самый короткий современный овал в мире – это 3/8-мильный (0.375 миль/604 метра) шорт-трек «Lanier National Speedway», расположенный около автодрома Road Atlanta в штате Джорджия. На нём проводятся гонки NASCAR Whelen All-American Series дивизионов: Pro Late Models, Super Trucks, Sportsman, Monster Minis, и Renegades.
Самый короткий современный овал в мире – 3/8-мильный (0.375 миль/604 метра) шорт-трек «Lanier National Speedway», часть гоночного комплекса Road Atlanta, штат Джорджия. (photo by https://www.lanierspeedway.com/about.html and Google Earth).
Но это всё – современные треки. А были ли овалы ещё меньшей длины? На ум сразу приходит известный «Hickory Motor Speedway». Первоначально его длина составляла 0.5 миль (805 м), затем 0.4 мили (644 м), и, наконец, 0.363 мили (584 метра).
Но и этот шорт-трек не является рекордсменом! Самый короткий шорт-трек, на котором проходили гонки НАСКАР – это шорт-трек «Islip Speedway» в местечке
Айслип (Islip) штата Нью-Йорк. Его длина – всего лишь 0.2 мили (1/5 миль/322 метра)! Бэнкинг этого «крепыша-лилипута» равнялся 18 градусам.
Рекордсмен – шорт-трек «Islip Speedway» длиною 322 метра.
Islip Speedway открылся в 1947 году, и только в 1984 году он, к сожалению, закрыл свои двери для гонок. Но на протяжении этих лет он вписал своё имя в историю НАСКАР, как гонками локального уровня, так и уровня Кубка НАСКАР — NASCAR Grand National Division. Гонки Кубка НАСКАР проходили на нём с июня 1964 года по июль 1971 года, за исключением 1969-1970 годов. Дистанция гонок на шорт-треке с асфальтовым покрытием составляла 60 миль (300 кругов). Рекорд круга в квалификации поставил Том Пистон в 1966 году, проехав круг со средней скоростью 55.919 миль/час (89.993 км/час). За это время многие известные гонщики Кубка НАСКАР вписали своё имя в историю Islip Speedway.
Гонки на Islip Speedway
Билли Вэйд (Billy Wade) был Новичком Года сезона НАСКАР 1963 года. Он выиграл только 4 гонки в своей карьере. И эти 4 победы подряд были одержаны им на протяжении 9 дней, с 10 июля по 19 июля 1964 года. Одна из побед была одержана на Islip Speedway, за рулём машины Бада Мура (Bud Moore). К сожалению, Билли Вэйд трагически погиб во время тестов шин в Дайтоне.
Сезон Кубка НАСКАР 1967 года в исполнении Ричарда Петти был, есть и будет примером самого великолепного сезона в исполнении одного гонщика. Этот сезон принёс Ричарду Петти титул «Король», и 27 побед в 49 гонках. Более того, победа Ричарда Петти на этом шорт-треке в 1971 году стала последней победой для гонок Кубка НАСКАР на Islip Speedway.В 1966 году Бобби Аллисон одержал здесь свою вторую победу из общих 84-ёх, а в 1968 году – 11-ую победу.
Но в начале 1970-ых Islip Speedway, как и подобные ему «домашние треки», стаёт тормозом на пути прогрессирующего марша НАСКАР. В 1972 году Кубок НАСКАР вступает в современную эру с 31-ой гонкой в сезоне. Табачная корпорация Winston становится главным спонсором и требует, чтобы все гонки дистанцией менее 250 миль были исключены из календаря Кубка НАСКАР. С потерей этапов НАСКАР жизнь уникального трека Islip Speedway подходит к закату.
Ещё большую известность этому шорт-треку принесли «Demolition Derby» — «гонки с выбиванием». Этот термин обозначает соревнования, в которых гонщик должен выбить с трассы все остальные автомобили, в том числе путем лобовых столкновений. В победе своих моделей были заинтересованы автомобильные компании, для которых это была хорошая реклама своих брэндов. Первое дерби Demolition Derby прошло именно на треке Islip Speedway. В 1958 году владелец Лари Мендельсон (Larry Mendelsohn) стал промоутером такого соревнования, и трек стал местом рождения Demolition Derby.
Единственным условием участия в Дерби были действующие водительские права для гонщиков. Как правило, для гонок использовали старые машины, преимущественно седаны, с них убирали в целях безопасности все ненужные аксессуары, стандартный бак для горючего заменяли контейнером на 5 галлонов, размещённым в хорошо защищённом месте машины. Далее начиналась «мясорубка». Выиграть Demolition Derby, как правило, означало привести последнюю оставшуюся «в живых» машину на финиш своим ходом.
Самые длинные треки находятся на другом полюсе. Самые длинные треки/трассы НАСКАР (исторические и современные) – это Talladega Superspeedway (2.66 мили/4281 м) – самый длинный овальный трек в мире, Daytona International Speedway, Pocono Raceway, Indianapolis Motor Speedway (все по 2.5 мили/4023 м), роудкорс Elkhart Lake, бич-корс Daytona Beach (по 4 мили/6437 м).
Возможно, где-то на просторах Алабамы, на холмах Северной Каролины, в маленьких местечках штата Нью-Йорк были когда-то и меньшие по размеру овальные треки – или дощатые «борды», или временные грунтовые, принявшие одну-две гонки ну совсем уж локального характера – это неизвестно. Но хорошо известно то, что шорт-трек Islip Speedway – самый короткий овал в истории Кубка НАСКАР.
Источники (данные и фото):
www.auto-racing-sports.com
www.melaniff.com, Ken Spooner «Long Ride on a Short Track»
www.eastislip.org
community.nascar.com
www.geocities.com
www.geocities.com
racing-reference.info
www.lanierspeedway.com
Книга «Famous Tracks», автор Al Pearce, Chelsea House Publishers, Philadelphia
Несколько видео с гонок на шорт-треке Islip Speedway:
Видео заезда на самом коротком современном овале в мире «Lanier National Speedway»:
A lap of the smallest track in the world from Brock on Vimeo.
Материал подготовил skom
Самый короткий шорт-трек НАСКАР
от
Метки:
Комментарии
3 комментария на ««Самый короткий шорт-трек НАСКАР»»
-
Молодец! Отличная Работа! Было очень интересно читать.
-
Да. Отличная работа, skom!
-
skom — спасибо!!! было очень-очень-очень интересно почитать!!!
а больше всего хочется посмотреть на Demolition Derby.Уверена это были супер-шоу!! хотя конечно крайне небезопасные
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.