Фёдор Бакулов о квалификации

Фёдор БакуловNASCAR Sprint Cup сейчас едва ли не единственная серия, где слово «квалификация» реально означает отбор участников. Уже 10 лет за редкими исключениями на каждый этап заявляются больше 43 гонщиков, а значит кто-то остаётся за бортом. Квалификация в NASCAR не даёт права на ошибку. Два круга, иногда один, и всё. Если начал попытку, переехать уже нельзя. Никто не застрахован от разворота, разбитой машины или механических проблем. В этом случае место в конце протокола обеспечено.

Пропуск гонки значит как никогда много. Помимо существенного недобора очков, существуют также зрительские и контрактные проблемы. Фанаты не квалифицировавшегося гонщика предпочтут вместе с ним отправиться по домам, а спонсорам нужно, чтобы их символика была видна с трибун и телеэкранов.

Provisional и топ35

После того, как весной 1989 года Ричард Петти не прошёл квалификацию в Ричмонде, NASCAR наделила Чемпиона серии правом стартовать в любом случае (Champion’s Provisional). Король трижды пользовался этим правилом в 1991м, а термин «provisional» впоследствии распространился и на гораздо менее титулованных участников. В 1995м году появилась грань топ35 зачёта владельцев. Однако лишь через 10 лет она стала заветной.

Ибо до 2005 года позиция в топ35 позволяла в случае неудачи претендовать на места с 39 по 42, но в расчёт бралось место в зачёте владельцев относительно других претендетнов на provisional’ы. Например если 6 команд из топ35 не попали в 38 лучших по времени, то лучшие 4 из них по зачёту владельцев выйдут на старт. 43е место будет отдано Чемпиону ближайшего сезона, который иначе не проходит в гонку. Если такового не найдётся, то последняя позиция достанется 5й команде в приведённом примере.

В 2005м NASCAR застолбила за командами в топ35 право стартовать, то есть все они получили provisional. Через год после грани Чейса в зачёте пилотов, в зачёте владельцев появилась грань топ35. Среди аутсайдеров возник свой чемпионат, о котором они не перестают напоминать, ведь призовые и рекламные деньги, причитающиеся в случае старта значительно влияют на будущее многих владельцев. В их числе есть и такие легендарные люди, как братья Вуд (Wood Brothers).

С тех пор нельзя заранее сказать, каким надо быть в протоколе квалификации, чтобы попасть на старт. И тем более нельзя поставить знак равенства между позицией в квалификации и местом на старте. Прекрасным примером служит квалификация к 2007 UAW-Ford 500. Обратите внимание на отставания гонщиков в нижней части таблицы от поула. Как же получилось такое «несправедливое» (уместны ли кавычки?) стартовое поле? На самом деле довольно просто. Двигаясь сверху вниз по протоколу квалификации ищутся номера машин за пределами топ35 зачёта владельцев. Первые 7 пропускаются, последующие вычёркиваются. Полученный список составляет 21 ряд стартового поля. 43е место отдаётся по принципу, описанному двумя абзацами выше. Всё.

Для того, чтобы зачёт владельцев выглядел весомо, он вступает в силу с только 6го этапа сезона, до этого в расчёт неизменно берутся топ35 по итогам прошлого сезона. Ассоциация ограничила Champion’s Provisional в 2007м, позволив использовать его лишь 6 раз в сезоне, и болельщиков Дейла Джарретта и Билла Эллиотта на трибунах стало значительно меньше. Впрочем, Потрясающий Билл частенько проходил квалификацию по времени.

Отмена квалификации

Дождь всё чаще в последнее время вносит коррективы в расписание уикенда. И если сами гонки переносятся или сокращаются, а практики продлеваются, добавляя технический жёлтый флаг (competition caution), иногда два в гонку, то квалификации нещадно идут под откос в первую очередь. Причём если дождь начинается в самом конце квалификации, когда осталось проехать лишь нескольким пилотам, результаты всё равно отменяются. Так в 2007м остался за бортом Pepsi 400 действующий обладатель поула Борис Сэйд.

В случае отмены квалификации порядок отбора гонщиков, как это ни странно, сложнее нежели при её проведении. Более того, существуют две схемы. Для первых 5 этапов сезона порядок следующий:

1. Топ35 строится в соответствии с положением в зачёте владельцев по итогам прошлого сезона.
2. Затем идут победители этапов прошлого и текущего сезонов, не прошедшие по п.1.
3. Затем все прошлые Чемпионы, не прошедшие по п.1-2.
4. Затем машины по зачёту владельцев текущего сезона, не прошедшие по п.1-3.
5. Если п.1-4 не достаточно для состава пелетона, то в порядке убывания числа попыток пройти квалификацию в этом сезоне. В случае равенства, рассматриваются дополнительные очки в зачёте владельцев текущего сезона. Они начисляются всем заявившимся и не прошедшим квалификацию с шагом в 3 очка/место (31 за 44е, 28 за 45е и т.д.).

Начиная с 6го этапа зачёт владельцев считается по итогам прошедших гонок текущего сезона:

1. Топ35 строится в соответствии с положением в зачёте владельцев.
2. Затем идут чемпион прошлого сезона и победители выставочных прошлого и текущего сезонов, не прошедшие по п.1.
3. Затем владельцы машин, побеждавшие в гонках прошлого и текущего сезонов, не прошедшие по п.1-2.
4. Затем гонщики, побеждавшие в гонках прошлого и текущего сезонов, не прошедшие по п.1-3.
5. Затем все прошлые Чемпионы, не прошедшие по п.1-4, при этом число Champion’s Provisional не имеет значения и не меняется.
6. Затем идут машины, в порядке убывания числа попыток пройти квалификацию в текущем сезоне (при равенстве используются очки в зачёте владельцев), не прошедшие по п.1-5.
7. Если п.1-6 не достаточно для состава пелетона, то в порядке очереди квалификационной попытки к данной гонке.

Понятно, что столь запутанная система далека от совершенства. Само обеспечение provisional’ами команд из топ35 ещё можно понять, ибо борьба в хвосте приобрела теперь очень конкретную цель. Но процедуру состава пелетона при отмене квалификации понять гораздо сложнее, ибо она основывается на предыдущих заслугах машины/гонщика, тогда как квалификация перед гонкой на конкретной трассе призвана отобрать участников по скорости «здесь и сейчас». Так Джефф Грин был 9м в практике в последнем Бристоле и наверняка квалифицировал бы Ford #21.

В 2008м году команды, находящиеся за бортом топ35 будут совершать свои попытки в конце квалификации, что было воспринято как положительное нововведение — для прохождения в гонку порой не хватает пары тысячных секунды, так что состояние трассы должно быть максимально близким. Следующим очевидным шагом будет обязательное проведение квалификации с переносом вплоть до дня гонки. До полудня как правило никаких концертов и церемоний не начинается, а в 9 утра в прошлом году даже гонку проводили.

Выражаю особую благодарность Джею Адамчику за материалы (Правила квалификации, О provisional’ах, История), использованные в этой статье. При всей неофициальности своего проекта, он продолжает собирать наиболее интересную и трудоступную информацию.

Фёдор Бакулов

3 комментария к “Фёдор Бакулов о квалификации”

  1. весьма познавательно.
    хотя сейчас я и сам уже до многого допер, а вот в прошлом сезоне было вообще непонятно, что происходит 🙂

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × пять =