Categories
Fedor Bakulov

Нехороший год

dvdracingproject.ruМы немного припозднились с этой публикацией от Ф.Бакулова, но, как говорится – лучше поздно, чем никогда. Montoya.ru

22.03.2008 dvdracingproject.ru
Фёдор Бакулов
Бушующая на прошлой (теперь ужу позапрошлой /Примечание Montoya.ru/) неделе история с Goodyear позволила узнать много интересных вещей о ситуации с шинами в NASCAR. В этой статье последовательность событий рассматривается более детально, осуществляется поиск причин, приводятся мнения гонщиков и делаются выводы относительно монополии Goodyear.

dvdracingproject.ruМы немного припозднились с этой публикацией от Ф.Бакулова, но, как говорится – лучше поздно, чем никогда. Montoya.ru

22.03.2008 dvdracingproject.ru
Фёдор Бакулов
Бушующая на прошлой (теперь ужу позапрошлой /Примечание Montoya.ru/) неделе история с Goodyear позволила узнать много интересных вещей о ситуации с шинами в NASCAR. В этой статье последовательность событий рассматривается более детально, осуществляется поиск причин, приводятся мнения гонщиков и делаются выводы относительно монополии Goodyear.

9 Марта, Atlanta Motor Speedway, гонка Kobalt Tools 500. Болельщики называют её скучной и обращают внимание на то, как легко гонщики пропускают более быстрого соперника перед поворотом, опасаясь езды бок-о-бок на одном из наиболее удобных для такой борьбы треков. Действительно, я не припомню, чтобы Райан Ньюман так поступал, какая бы у него машина ни была и кто бы его ни догонял. Достаточно вспомнить его многочисленные поулы, которые со взмахом зелёного флага оборачивались потерей позиций – каждый соперник должен был выдерживать схватку “дверь-в-дверь”, прежде чем опередить Dodge #12.

УвеличитьЦиклические данные* показывают, что в этой гонке было совершено более чем в 2 раза меньше обгонов, чем в прошлогодней (1580 против 3337)! Да, можно заметить, что причиной тому новая техника, но в Лас-Вегасе с обгонами было всё в порядке – на 1000 больше чем год назад. Но здесь можно заметить, что в 2007м гонщики сражались с новым покрытием в Вегасе. Хорошо, в Калифорнии число обгонов несущественно отличается от прошлогоднего.

Другим показателем проблем с шинами является время поула. Если в Лас-Вегасе разница с прошлым годом составила 0.4, то в Атланте – 1.1. Трёхкратное увеличение проигрыша новых машин в скорости на весьма похожих треках говорит само за себя. Но что заставило Goodyear привезти в Атланту состав шин, отличный от тех, которые использовались на тестах в прошлом Октябре?

“Вся NASCAR заботится о безопасности” – эти слова Хелтона уже несколько лет висят в воздухе и непрерывно звучат в головах тех, кто связан с технической стороной гонок. Новые машины выглядят бронированными – неслучайно Гордон отметил, что после своей аварии в Вегасе вряд ли бы мог давать интервью через несколько минут, случись это пару лет назад. И действительно – перед машины значительно прочнее, улучшена защита с боков, зад более прямой, что затрудняет подъём машины при ударе сзади. Тем удивительнее выглядел переворот Кейси Мирса, но та ситуация была практически идеальной для такого невольного испытания.

После разработчиков COT, больше всех волнуются о безопасности шинники. 2005й год был апогеем скорости во многом благодаря прогрессу Goodyear. Из 20 рекордов трека 7 были установлены в том сезоне, 6 годом ранее и ещё 4 в 2003м. В 2006м – только один, в Техасе осенью. На “ужесточение” шин вне всяких сомнений повлияли гонки в Шарлотт, где по сути зелёный флаг продолжался до очередного прокола, а также ряд других инцидентов. Goodyear запаниковала, но справилась с ситуацией ценой совместно с NASCAR испорченной Coca-Cola 600 в 2006м году. В 2007м вводились новые машины, которые стали значительно медленнее традиционных проходить повороты. Казалось бы, шинники могут вздохнуть спокойно.

УвеличитьНо в этом сезоне COT предстоит дебютировать на самых сложных для резины треках, и уже в Дайтоне надёжность шин вызывает опасения. Однако это оказывается большим преувеличением – 3/4 гонки могли без проблем продолжаться под зелёным флагом. Но в Лас-Вегасе жертвами прокола становятся два не последних гонщика – Тони Стюарт, а совсем незадолго до финиша и Курт Буш. Через неделю Атланта, где скорости примерно на 10м/ч выше. О чём заботится Ассоциация, главный клиент Goodyear в настоящее время? Вот вам и причина сверхжёстких шин.

“Это были самые жалкие шины, которые были на моей машине за всю мою профессиональную карьеру.” – Такие как Тони Стюарт предпочитают ездить на грани, иногда попадая в аварию подобно вегасовской, нежели приходить вторым, не имея возможности показать всё, на что способен. – “Я о том, что они ушли из Формулы-1, ушли из CART, IRL, они ушли из Спринт-каров, они ушли из дивизионов USAC потому что не в состоянии сделать продукт достаточного качества.”

В более спокойных тонах Джуниор поддержал друга: “Я уверен, что Майк Хелтон или Франс, уверен, что они выскажут своё мнение. Им, наверное, не больше чем гонщикам нравится эта ситуация. Мы не могли идти бок-о-бок. Мы бы просто разбили машину, знаете ли. Мы должны были пропускать друг друга. Всякий раз, когда позади сбоку от тебя машина, ты словно говоришь “На, возьми”. Я не мог проходить повороты бок-о-бок. Да и никто не мог.”

УвеличитьНа пресс-конференции Тони и Дейл продолжали объяснять свою позицию. Отмечу один важный момент. Вопрос: “Если на этих шинах было так трудно ехать, почему, как вы думаете, в гонке не было больше аварий и жёлтых флагов? [8 – вполне средний показатель для Атланты] Не могли бы вы остановиться на этом подробнее?”, ответ Джуниора: “Да, конечно же, просто взгляните на наши времена кругов. Круги в районе 34 секунд в конце отрезка, 33.70. Вот почему. Все мы пытались не разбить машины.”

Вот так ведут себя гонщики NASCAR. В ужасных условиях они спасут гонку (лично я сразу не понял в чём дело и гонка показалось довольно интересной), а уже после финиша пройдутся по проблеме не скругляя углы. Помните – Стюарт, Эрнхардт-младший и Гордон финишировали 2м, 3м и 5м соответственно! Через день после гонки Кайл Буш, победитель, доходчиво объяснил в чём была одна из причин ошибки Goodyear – одинаковые шины для всех трёх серий при различии в технике, которого никогда не было и не будет, ибо COT в Nationwide будут с 2009го года. “Разница в скорости в поворотах между пикапом и машиной Nationwide – 15 м/ч [в пользу Nationwide] и 10 м/ч между пикапом и машиной Кубка, при том пикап быстрее. Но на прямых машина Кубка идёт на 15-20 м/ч быстрее, так что вы должны делать разные шины для всех трёх серий.”

Чуть ниже Кайл сказал, что на машинах Nationwide можно было пройти как минимум 120 кругов без смены покрышек. После этих слов можно с ужасом представить какой жёсткости были шины в воскресной гонке. Кстати неудивительно, что именно в таких условиях Рауди Буш смог проявить себя наилучшим образом – его машину особенно сильно водило по треку, однако быстрее него в решающей стадии гонки, шёл лишь Карл Эдвардс, который затем признался, что с мощностью двигателя в Roush переборщили.

Дейл Эрнхардт-младший оказался прав – Тони Стюарта не только не наказали за ругательства в адрес официального шинника NASCAR, но даже выслушали и предприняли попытку ответить. Следовательно, Ассоциация признаёт вину Goodyear, что не может не радовать. Президент NASCAR Майк Хелтон: “Тони, мы все хорошо знаем ваше мнение и вы вправе его высказывать, хотя, я думаю вы, возможно были немного резки. В этом сезоне, когда мы полностью перешли на новое шасси, NASCAR попросила Goodyear в первую и главную очередь предоставить безопасные шины, на которых участники смогут безопасно гоняться. И они предоставили выносливые шины… Я думаю важно, что в Атланте мы не увидели отказов покрышек… Мы не увидели, что разорвавшиеся шины вызывали много жёлтых флагов и инцидентов, которые, Тони, случались в вашей карьере на различных треках, на протяжении тех лет, которые я в NASCAR и являюсь фанатом NASCAR”.

Смывший квалификацию в Бристоле дождь дал возможность Стюарту встретиться с Грегом Стакером, директором гоночного отделения Goodyear: “Если Тони заинтересован в тестировании наших шин в будущем и мы сможем преодолеть возникший между нами барьер, то мы будем во всех отношениях этому рады. Но сначала через этот барьер надо перейти.” Стюарт продолжил стоять на своём и очень грамотно уточнил, что ни в коем случае не захотел задеть рядовых сотрудников компании, а также тех людей, которые доставляют шины командам, поскольку ни те ни другие не отвечают за состав смеси покрышек. Тони уверен, что Firestone и Hoosier смогут работать лучше и назвал себя самым разочарованным Goodyear человеком. Есть ли шанс для шинной войны в NASCAR? В 1994м году Hoosier соперничали с Goodyear и завоевали только 3 победы в гонках, но 12 поулов. Сами команды были обеспокоены тем, что шинные войны заставят их платить за покрышки больше. Hoosier ушёл из NASCAR по окончании сезона. В свете последних событий, в Firestone сказали, что сейчас слишком заняты в оупенах, однако признавая нынешнюю успешность NASCAR были бы не прочь стать участниками, но только как эксклюзивный поставщик. Контракт Goodyear и NASCAR истекает в 2012м.

К чему приводят шинные войны? Здесь всё очень просто. Как и любая конкуренция – к росту качества продукции. Отсутствие конкуренции резко снижает ответственность производителя перед потребителем, что и произошло в Атланте. Специфика ситуации ещё в том, что NASCAR на самом деле не является клиентом Goodyear, им являются гонщики, поэтому к их мнению просто обязаны прислушиваться и производитель (Goodyear) и заказчик (NASCAR). Однако с конкуренцией не всё так гладко, ведь что такое качественные шины? Это шины, обеспечивающие лучшее сцепление с трассой. Тонкий баланс между скоростью и износоустойчивостью. Как сказал Джуниор, хорошие шины можно стереть до появления корда, пройти ещё 10 кругов и совершить уже необходимый пит-стоп.

С одной стороны, на шинных войнах можно существенно поднять интерес к серии. Да, конечно, возможны своего рода скандалы и недовольства, но поле для обсуждений очевидно расширится. Почему же столь лелеющая в последние годы внимание к себе Ассоциация не делает свой рынок открытым для шинников, в отличие от автопроизводителей? Ответ весьма прост – управлять шинной отраслью уже не получится. Введение COT сняло эту проблему с отрасли машин – конструкции строго унифицированы, а в ничтожном влиянии марки на результат по сравнению с влиянием команды, выступающей на этой марке мы уже могли убедиться в этом сезоне.

В заключение, снимаю шляпу перед Тони Стюартом и всеми, кто не боится высказывать своё мнение и отстаивать его.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *