Монтойя больше не пилот Формулы-1

Сезон в Nextel Cup достиг своего экватора на прошлой неделе в Дайтоне, а год назад Хуан Пабло Монтойя сделал шокирующее заявление о том, что он покидает Формулу-1, чтобы присоединиться к своему боссу по Champ Car Чипу Ганасси, но уже в серии NASCAR.

За двенадцать месяцев, 40 гонок на кузовных автомобилях в ARCA, Busch и Nextel Cup, жизнь Монтойи изменилась кардинально. Его карьера пошла по совершенно другому пути, которого не ожидал никто, включая его самого. Будучи звездой Формулы-1 он переключился на то, чтобы стать восходящей звездой NASCAR; новичком, как все еще указывает желтый ярлык на заднем бампере его машины.

Безусловно, он обычный новичок, и его результаты доказали, что его шаг в высший дивизион сток-каров был нелегким, даже для него, обладающего прирожденным талантом и опытом выступлений практически во всех видах гонок.

Его победа в Busch Series в Мексике, и первая победа в Nextel Cup в Сономе доказали, что он не растерял ни одного из своих талантов и мастерства. Это касается трасс, где он мог несколько расширить ограниченные возможности машины и команды, поскольку очевидно, что команда Ганасси пока далеко не там, где Hendrick Motosports, Roush Fenway, Gibbs или Richard Childress Racing.

Овалы уравнивают возможности для маневра, и без хорошей машины ты никуда не доедешь. Конечно, гонщик остается важнейшим фактором в исходе гонки, но всегда труднее, когда у тебя проблемы с управляемостью, даже если на круге всего четыре поворота. Когда гонщик пытается перебороть это, он постоянно подвергает себя риску, а стена рядом в ожидании его ошибки. А, учитывая продолжительность гонок NASCAR, риск становится очень важным фактором.

Все это говорится для того, чтобы подчеркнуть: в NASCAR, как и в любой другой серии, результат — это мерило того, насколько хороши пилот, машина и команда. Легче всего сказать, глядя на результаты Монтойи в Nextel Cup на овалах, что до сих пор они разочаровывают. Но учитывая количество машин, количество трасс и всех этих факторов, это было бы некорректным суждением.

«Я серьезный критик, и я большой поклонник Хуана, — говорит четырехкратный чемпион Nextel Cup и нынешний лидер Джефф Гордон. — Я видел, на что он способен, и знал, что его талант — это большое дело для NASCAR, а он добьется успеха. Но я знаю, насколько трудны эти машины, особенно если ты не рос на овальных трассах. Думаю, были моменты в Атланте, когда он сильно меня удивил. Были и другие моменты, когда он делал то, что я от него ждал, когда мы боролись».

«Есть ситуации, когда очень разочаровываешься, и по-моему, нужно просто добыть себе больше уважения, больше уважать своих соперников и поклонников. Мне удалось пройти через эти трудные времена, и я вижу, как и он сквозь это проходит. Он, пожалуй, самый лучший ученик из всех, кого я видел. Он адаптируется настолько быстро, что у меня нет сомнений в его скором успехе».

Фактор Ганасси
Когда Монтойя и Ганасси объединились вновь, все ждали от немедленного прорыва. И они кое-что сделали, выиграв гонку спорт-каров Rolex 24 в Дайтоне в январе. Но NASCAR, и особенно Nextel Cup, это совсем другой коленкор.

До того, как колумбиец выиграл в Сономе, команда Ганасси в Кубке не видела побед почти четыре гонки. 164 гонки, если быть точным. За это время команда выросла, увеличила присутствие в Кубке до трех машин, и еще двух в серии Busch.

Однако успех, с которым ассоциируется имя Ганасси в Champ Car, IRL и спорт-карах, не ретранслируется в программу Nextel Cup, котороая базируется в Северной Каролине, а не в Индианаполисе, где «живут» остальные три. Это совершенно другая структура, которрая полностью сфокусирована на NASCAR.

Ганасcи все еще пытается вывести команду на уровень, достигнутый другими командами, и поскольку Монтойя является частью этого процесса, бывший пилот McLaren и Williams прикладывает все усилия, чтобы ускорить этот процесс. Разумеется, ошибаются обе стороны, но и владелец команды, и гонщик остаются терпеливыми.

«Когда закрыта вся поляна, 43 машины, между которыми иногда три четверти секунды, не стоит удивляться, что ты глубоко в пелотоне. Но я бы сказал, что Хуан делает фантастическую работу, выкладываясь до конца. Кажется, это не сильно его расстраивает, но он учится, и, вы знаете, мы время от времени совершаем ошибки, с его стороны или со стороны команды, но все это понимаем. Это часть того, чтобы добиться желаемого», — говорит Чип Ганасси.

Когда сезон стартовал, цель добиться попадания в Чейз, бороться за чемпионат в последних десяти гонках, была озвучена Монтойей и не отвергнута Ганасси. И хотя еще восемь гонок до этого момента, Монтойя в 311 очках от попадания в ТОП-12. Это не невозможно, но сейчас кажется растущей проблемой туда попасть.

«Не думаю, что мы нажимаем на кнопку «паника», или меняем наши цели. Мы по-прежнему готовимся к конкретной гонке. Во второй половине сезона, на мой взгляд, когда мы будем возвращаться на те же трассы, Хуан будет возвращаться на те же конкретные трассы, и он, наверное, будет понимать чуть больше, что же делают конкуренты на завершающих кругах гонки, и как они реагируют. Я весьма взбудоражен
относительно этой второй половины сезона, честно говоря», — добавляет Чип.

Значит ли это, что Ганасси верит в то, что Монтойя может попасть в Чейз?

«Он определенно это сделает. Дайте ему немного удачи, и немного времени. Это все вероятно, точно. Думаю, у нас хорошие шансы на ТОП-15, легко. И не вижу причин, чтобы нам этого не сделать».

Победа, пятое место в Атланте, восьмое в Техасе — пожалуй, лучшие пока результаты Монтойи. Большинство худших гонок прошли на машине Car of Tomorrow, с которой, похоже, у его команды большие проблемы. Они неплохо квалифицировались в Нью Хэмпшире неделю назад, но общая тенденция такова, что новая машина для Ганасси не очень хороша.

«Очевидно, мы можем набрать какие-то очки на спидвеях, и на трассах в полторы мили, но не в нашей программе Car of Tomorrow, — говорит Ганасси. — Мы предпринимаем активные усилия на тестах, и мы продвинулись относительно того, где мы стартовали с Car of Tomorrow. Некоторые изменения мы уже внесли, и я надеюсь, вы увидите несколько иной уровень выступлений, когда наша Car of Tomorrow вернется к гонкам».

Учиться выдержке
Очевидно, что для победителя типа Монтойи нелегко вдруг так часто оказываться где-то позади, с трудом сражаться с гонщиками, которые немного добились в карьере, но у которых машина такая же или даже чуть лучше.

Некоторые могут полагать, что первая победа в Nextel Cup была крайне необходима самому Монтойе. Однако сам он считает, что на самом деле победа была нужна команде больше, чем ему. Он не утерял своей уверенности, и знает, что нужно быть терпеливым для успеха в NASCAR.

«Для меня действительно это не было так важно», — говорит Хуан по поводу того, какое влияние оказала на него победа.

«Больше она была важна для команды, чтобы показать им, чего мы можем добиться, насколько далеко зайти. Но мы знаем, что нужно терпеть, поскольку предстоящие гонки будут очень сложными. Цель — стремиться и финишировать как можно выше, а там постмотрим, что получится. Нужно немного терпения».

Победа случилась в серии очень трудных гонок для колумбийца, когда он въезжал в стену, задевал соперников, и получал один плохой результат за другим. Но Монтойя никогда не был настолько спокоен, и те, кто его знают, скажут вам, как трудно ему это дается, когда он за рулем.

Для любого было бы нелегко сохранить терпение, особенно для того, кто переходит из одной высшей серии в другую, как Марио Андретти, победитель Дайтоны-500, но Хуан это делает на протяжении года, и поэтому в долгосрочном плане успех в NASCAR не вызывает сомнений.

«Талант говорит сам за себя, вне зависимости от того, где ты, — говорит сам Андретти. — В любой дисциплине, каждый из топ-гонщиков, который хочет пересечь линию, уйдет куда угодно и с правильным оборудованием покажет себя хорошо. Хуан вдруг сделал этот и нацелился в NASCAR, и у меня нет сомнений в том, что он все соберет в единое целое до того, как сезон завершится, на овале ли или на роуд-корсе, без разницы. И я не буду удивлен, ни капельки».

Мир NASCAR хочет видеть Монтойю в порядке, что определенно поможет ему в будущем. Он — часть маркетинговой стратегии, усилий по привлечению латиноамериканцев, самой быстрорастущей диаспоры США. Для NASCAR важно сделать их лояльной частью поклонников.

«Мы говорили, что Хуан очень талантлив, — говорит президент NASCAR Брайан Франс. — мы полагаем, если он станет первым, если все пойдет хорошо, это очень нам поможет. Это поможет спорту с испаноговорящими поклонниками, чью базу мы пытаемся создать, чей интерес вызвать. Он — великий талант. Мы оптимистичны, как и все остальные, в плане его успеха в NASCAR».

Полная приверженность
Монтойя взял быка за рога, и он знает, что необходимо идти к лидерству внутри организации Ганасси, если он хочет добиться успеха. У него пятилетний контракт, от которого он хочет куда большего, чем несколько миллионов баксов в год.

Ни у кого из его напарников по команде нет такого опыта, и никого из них Чип не слушает как Хуана. Формула Монтойя-Ганасси была успешна в прошлом, и они оба стремятся стать лучшей командой в NASCAR.
Монтойя доверяет Ганасси, а Ганасси доверяет Монтойе и поддерживает его. Они друзья, в конце концов, и это главное.

«Работать с Чипом — это просто клёво! Мне действительно нравится Чип. Он верит в тебя, поддерживает тебя. Он просто парень, который в меня верит, и доверяет на 100%. Чип тот человек, который, даже если что-то пошло не так, все равно верит в то, что я смогу сделать работу до конца», — говорит Монтойя.

Со своей стороны, Хуан решил купить дом под Шарлоттой, недалеко от базы команды в Конкорде. Его решение полностью поддержжала его жена Конни, которая тоже желает мужу успеха. Он сможет больше времени проводить на базе, больше участвовать в развитие машины, добавив все свои знания, которые он получил в таких мега-организациях как McLaren и Williams.

Команде, пожалуй, стоит нанять еще несколько высококлассных специалистов с опытом побед в Кубке. Некоторые изменения уже идут, из последних — в команде Хуана в серии Busch. Его крю-чиф Брэд Пэрротт был заменен на Брайана Патти, с надеждой на передачу большего объема информации из опыта Busch в программу Cup, когда обе серии проходят в один уик-энд. Но конечная цель, в конце концов, Nextel Cup, а не Busch Series, где он проводит не все гонки.

Монтойя — больше не пилот Формулы-1. Он — один из старых добрых парней, старичков. Ему нравится его жизнь, нравится играть в гольф, когда он не задействован в гонках, и нравится быть занятым в безумном графике NASCAR.

Только спустя какое-то время мы узнаем, насколько успешным окажется комбинации Ганасии и Монтойи. Трудные времена еще не прошли, но оба знают направление, в котором надо двигаться, и они дают друг другу время, чтобы этой цели добиться.

Диего Мехья, autosport.com
Перевод: Serge

3 комментария к “Монтойя больше не пилот Формулы-1”

  1. Победа на овале нам поднимет настроение еще больше, надеюсь, что ждать долго не придётся

  2. Interesno было прочитать эту статью, хоть по моему ничего нового в нем нет!! Все это очевидно…
    Хотя с другой стороны это значит, что все это правильно значит написано!
    Ждем гонки!!! через час!!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + пять =