Монтойя оставляет вакуум в Ф-1

Andrew Benson, BBC: Решение Хуана Пабло покинуть Формулу-1 для перехода в гонки серийных автомобилей NASCAR – большой позор и для пилота, и для Формулы-1.

30-летний колумбиец, возможно, в этом году провел не лучший сезон в Формуле-1, но его уход оставит в спорте вакуум.

Сейчас сложно говорить об истинных причинах этого импульсивного поступка. Его варианты остаться в Формуле-1 в следующем году были ограничены, и, кажется, вместо того, чтобы заниматься поиском места в посредственной команде, он ушел туда, где его по-настоящему оценят. Эта импульсивность и делает Хуана Пабло Монтойю таким воодушевленным, привлекательным и активным пилотом – и это, что ужасно, потеряно.

Его невероятные навыки при обгонах, в которые он вносил импровизацию, храбрость, ловкость и талант, и которые мы, вероятно, никогда не видели прежде – тоже черта его деятельного характера.

Уже позабылось, что до дебюта Монтойи в 2001 году обгоны в Формуле-1 считались невероятно трудными, практически невозможными. Монтойя смог превзойти пределы, накладываемые на пилотов сложной аэродинамикой, коротким тормозным путем, и делать обгоны, которые можно описать только как захватывающие дух.

Факт, что никто не мог ему даже подражать, подчеркивает его другую особенность – его будут помнить как лучшего мастера обгонов за всю историю F1.

В общении он тоже был дуновением свежего ветра – он был болтливым и откровенным на фоне остальных пилотов конформистов, он харизматичен, когда многие скучны.

Даже при наличии гениев Шумахера и Алонсо, Формула-1 нуждается в таких типах инакомыслящих для привлечения внимания общественности.

Эта подвижная натура Монтойи перенесла его в кокпит F1, туда, где все пошло у него не так как надо.

В «свой день» Монтойя мог противостоять любому, что он доказал за свою карьеру с 7 выигранными Гран-При и потрясающими обгонами. Но также как наиболее лучшие футболисты не могут находиться в каждом матче на пике формы, так и Монтойи были неудачные дни, которых было для его таланта слишком много, как считают некоторые. Так, во второй половине прошлого сезона Монтойя затмил своего партнера по команде Кими Райкконена, но в этом году был не так хорош.

И тому есть причина – Монтойе пришлось бороться с недостатком сцепления передних колес – проблемой, которая привела к поражению McLaren в этом году. С Монтойей это случалось часто – если машина ему подходила, он выдавал сенсационный результат, если нет – он уходил на второй план. Он в этом не уникален, но более важной проблемой оставалось то, что Монтойя с ростом своего опыта продолжал совершать слишком много ошибок. И изменение очковой системы, при которой стало цениться стабильность, объясняет, почему Монтойя изо всех сил пытался найти топ-команду в 2007 году.

Неопределенность ситуации с Михаэлем Шумахером – уйдет он или останется — заморозила рынок пилотов. McLaren, подписав контракт с Алонсо, не торопились говорить, кто будет партнером испанца. Райкконена связывают с переходом в Renault, Ferrari или Red Bull, проявившему меньший интерес, в ситуации когда Honda и Toyota решили оставить действующих пилотов, Монтойя мог совершить большой шаг вниз.

Все же удивительно, что не нашлось места для пилота, который входит в пятерку лучших пилотов мира.

Утомленный ожиданием команд и тем, что положение выправится само собой, Монтойя первым совершил прыжок, перенеся свой талант и красочную индивидуальность в NASCAR, где они будут оценены. Как победитель Indy-500 и чемпион CART, Монтойя в Америке имеет большие регалии. NASCAR, где есть немало великих пилотов, весьма популярен в США, где у Монтойи есть дом в Майами. Несомненно, он будет красиво премирован за свой переход, но было бы удивительно, если там, глубоко внизу, Монтойя бы не разделил этого взгляда.

Он покинул Ф-1 с ощущением нереализованного потенциала, его репутация пострадала от того, как он покинул этот спорт.

Но это палка о двух концах. Неспособность F1 найти место для его уникальности, несомненно, сделает величие F1 более бедным.


Опубликовано

в

от