Вердикт Джеймса Аллена

Известный комментатор ITV F1 Джеймс Аллен не может поверить в то, что у McLaren не было возможности вовремя зазвать Хуана Пабло Монтойю на пит-стоп под Safety Car. Это значит, что ХПМ потерял свою первую победу в McLaren отнюдь не из-за простых ошибок и недоразумений. В данной статье Джеймс анализирует стратегию и обычаи McLaren.

Классический McLaren

 Это классический McLaren. Даже в момент великого триумфа они умудряются совершать глупости, которые трудно объяснить. Это случилось и в знаменитом Мельбурне 1998 года, когда у машины была такая сильная машина, что оппонентов можно было просто не принимать в расчет, но гонка запомнилась прежде всего тем, что DC был вынужден пропустить Мику Хаккинена для победы последнего. Мика выиграл гонку, несмотря на то, что она была разрушена лишним заездом в пит-стоп из-за неправильного понятого сигнала из боксов по радио.

DC никогда больше не был прежним на трассе после этого, чаще всего он был тенью Хаккинена, потому как на подсознательном уровне он знал, что команда концентрируется вокруг Микки. Это постоянно психологически на него давило. Это случилось и в Монреале в прошлый уик-энд и ХПМ должен чувствовать тоже самое, но относительно Кими. Но Монтойя не DC. Он не того склада характера, чтобы смириться с тем, что команда более заинтересована в прогрессе его партнера по команде. И он еще покажет этот характер, попомните мои слова.

Он думал (ошибочно, на мой взгляд), что Williams сыграл в пользу Ральфа Шумахера зазвав его на пит-стоп в Маньи-Кур в 2003 году как только на пит-стоп решил поехать сам Монтойя. И рсазу после этого он подписал контракт с McLaren. Сейчас команда сделала с ним кое-что похуже того что сделали в Williams и я думаю, теперь события должны развиваться более интересно. Очень интересно будет наблюдать на его взаимоотношения с командой.

Страстный гонщик

У Монтойи страстный, горячий характер. Он мужественный человек. Он никогда не согласится играть на вторых ролях. Я впечатлен, как усердно Рон Денис придумывает все новые и новые доказательства того, что это была всего лишь ошибка команды, а не умысел, но пока особо вразумительного объяснения того, почему Монтойя попал в такую невыгодную ситуацию, мы так и не услышали.

Вы можете сказать, что надо верить верхушке команды, или у вас может быть более циничная точка зрения, что поскольку Алонсо сошел, то Кими было важнее отыграть не 8, а 10 очков и остальное неважно. Но я никогда не смогу смириться с этим. В Кубке конструкторов Renault также не набирала очков и я не думаю, что команда сознательно пошла на риск потерять столько очков, совершив эту ошибку. Особенно если учитывать, что Райкконен испытывал проблемы с управляемость и в любом случае не был самым сильным игроком в тот день.

По-моему, ключевым фактором здесь является то, что команда больше ориентирована на Кими, постоянно думает о нем и была занята прежде всего его гонкой, даже несмотря на то, что Хуан лидировал. Рассмотрим это детально.

Хуан захватил лидерство на 47 круге и вскоре должен был уйти на второй пит-стоп. Он был быстрее Райкконена и в гонке, и в квалификации и в этот раз должен был победить. У него все получалось в этот уик-энд. Но Батон врезался в стену и секундами позже на трассе появился SC.

По моим подсчетам, Хуан в это время был в шпильке Casino в этот момент, и у команды было 19 секунд, чтобы зазвать его в пит. Более чем достаточно. Это было бы абсолютно логичным и правильным. Тут даже думать ни о чем не надо было, что менеджмент позднее и подтвердил. В это время не было никаких СМС-ок из Уокинга, как это было во время победы Кими в Монако, не пришло и никакое иное просветление свыше. Просто старое доброе раздолбайство.

Возвращаясь к прописным истинам

Наиболее серьезные команды давно имеют заранее заготовленные планы действий на данный случай. Если SC появляется незадолго до планового пит-стопа, команда должна незамедлительно зазвать своих пилотов, даже если это будет двойной пит-стоп. На это теряется около 15 секунд. Да, это не есть хорошо, но за SC времени теряется еще больше. Все это общепринятая практика. Например, так поступили в Sauber, где Масса терял время в борьбе с Уэббером, стоя за Вильневым на пит-стопе.

Я говорил со многими в паддоке после гонки и все утверждают, что McLaren должен был поступить именно так. Так что же случилось в этом воскресенье? Почему Монтойя проехал заед в боксы, а Райкконен – нет? Мартин Уитмарш сказал, что в этот момент был много разговоров по радио и сообщение о заезде в боксы просто не дошло до Монтойи . Но что если этого сообщения и вовсе не было?

Нет, говорит Уитмарш, он звал в пит, но было уже слишком поздно. Означает ли это, что ХПМ уже проехал заезд в боксы? «Да», – отвечает Уитмарш.

Хорошо, говорю я, но как может не хватить 19 секунд для того, чтобы не донести до опытного пилота, что надо срочно заехать в боксы? Тем более, что этот пилот имеет гораздо больший, чем у остальных опыт заездов пит-стоп под SC во время карьеры в Америке. Я бы сказал, что это неумное объяснение со стороны Уитмарша.

Этот аргумент не выдерживает критики. Несколько лет назад Williams сообщил Монтойе о том, что надо ехать в пит уже тогда, когда он тормозил в последней шикане – и он успел заехать! Так что Монтойя промыкался еще целый круг на SC и помехи с радио тут не причем.

Яростный бык

Монтойя был в ярости. Когда он выехал из боксов, свидетели сказали мне, что он видел красные огни на выезде из пит-лейн, поскольку он дважды притормозил, прежде чем поехать дальше. Он мог бы подождать на выезде из пита, пока пелотон проедет, но тогда он бы оказался последним. Он видел красные огни, но игнорировал их, тем самым автоматически исключив себя из гонки.

Рон Деннис пытался поговорить с Чарли Уайтнингом, чтобы Монтойю наказали лишь проездом по пит-лейн, но ФИА отказалась. Таким образом, гонщик сам допустил грубейшую ошибку, которой нет извинений, но это не отменяет того, что Монтойя потерял то место, которого был достоен, не по своей вине. Он должен был заехать в пит сразу. Кими подождал бы сзади, но команда получила бы прекрасный дубль, а Хуан – первую победу.

Несмотря на это команда находится в 13 очках от Renault в Кубке конструкторов, в то время как могла бы быть в 5.
McLaren выглядит просто глупо, а Монтойя может лишь сокрушаться о неиспользованных возможностях.

(c) ITV-F1