Что изменилось бы, если бы в Ф1 была другая система начисления очков?

Принято считать, что от изменения слагаемых сумма не меняется. Однако математика – предмет настолько занимательный, что всякому слагаемому найдется свое отлагаемое…

“Главное не как голосуют, главное – как считают”
И.В. Сталин

Итак, начнем с системы начисления очков, которая была в Ф1 в 1991-2002 годах (10-6-4-3-2-1, никаких бонусов).
Изменения в итоговой таблице 2004 года были бы  следующими:

  • Ferrari опередила бы BAR в 3,12 раз (вместо 2,2 при действующей системе)
  • Монти на 1 очко (36 против 35) опередил бы Алонсо
  • Кими обошел бы Трулли (30 – 30 по очкам, 1-1 по победам, но 2-0 по вторым местам)
  • Пицца вообще не набрал бы очков
  • Toyota обогнала бы Jaguar (3-2 по очкам, соотвественно, Панис обошел бы Уэббера.

Если бы действовала бы система начисления очков 1981-1990 годов (9-6-4-3-2-1, в зачет идут 11 лучших результатов):

  • Ferrari опередила бы BAR в 2,32 раза (вместо 2,2 при действующей системе)
  • Старший Шумахер показал бы абсолютный результат – 99 из 99
  • Монти обошел бы Алонсо (35-35 по очкам, 1-0 по победам)
  • Райкконен обошел бы Трулли (29-29 по очкам, 1-1 по победам, но 2-0 по вторым местам)
  • Пицца вообще не набрал бы очков
  • Toyota обогнала бы Jaguar (3-2 по очкам, соотвественно, Панис обошел бы Уэббера.

Изменения, как вы видим, интересные, но некритичные. Все становится забавнее, если “натянуть” на Ф1 системы начисления очков заокеанских серий. Система начисления очков Champcar (31-27-25-23-21-19-17-15-13-11-10-9-8-7-6-5-4-3-2-1, 1 очко за победу в пятничной квалификации, 1 очко за победу в субботней квалификации, 1 очко за бестлап, 1 очко за наибольшее количество кругов лидирования, 1 очко за максимальный прогресс в гонке (по сравнению со стартовой позицией))привела бы к следующим перестановкам:

  • Ferrari опередила бы BAR в 1,65 раз (вместо 2,2 при действующей системе)
  • Sauber обошел бы McLaren в борьбе за 5 место в кубке конструкторов
  • Физикелла поднялся бы на 4 позиции в чемпионате (с 11 на 7)
  • Култхард поднялся бы на 2 позиции в чемпионате (с 10 на 8)
  • Райкконен потерял бы 3 позиции (с 7 на 10), при этом уступив бы и Култхарду
  • Кроме того, 5 позиций выиграл бы Бруни, по 3 – Баумгартнер и Пантано, по 2 – Клиен (который обошел бы Уэббера в чемпионате) и Хайдфельд, по 1 – Масса и Панис. Среди програвших лидером был бы Пиццониа (-4 позиции), по 3 позиции проиграли бы Ральф и Глок, по 2 – Уэббер, Вильнев, Зонта и Жене, 1 позицию програли бы Сато и Да Матта.

Как видим, изменения были бы намного серьезнее и принесли бы нам такие неожиданности как проигрыш Райкконена и Уэббера своим партнерам по команде, которых, по системе начисления очков в Ф1, они уверенно (а иногда и разгромно) обыграли.

Схожи изменения таблицы после пересчета по системе начисления очков IRL (50-40-35-32-30-28-26-24-22-20-19-18-17-16-15-14-13-12-11-10, 3 очка за наибольшее количество кругов лидирования):

  • Ferrari опередила бы BAR в 1,69 раза (вместо 2,2 при действующей системе)
  • Sauber обошел бы McLaren в борьбе за 5 место в кубке конструкторов
  • Toyota обошла бы Jaguar
  • Монти обошел бы Алонсо
  • Физикелла поднялся бы на 5 позиций в чемпионате (с 11 на 6)
  • Култхард поднялся бы на 2 позиции в чемпионате (с 10 на 8)
  • Райкконен потерял бы 3 позиции (с 7 на 10), при этом уступив бы и Култхарду
  • Кроме того, 6 позиций выиграл бы Бруни, по 4 – Клиен (который обошел бы Уэббера в чемпионате) и Пантано, 3 –  Баумгартнер, 2 – Хайдфельд, по 1 – Панис и Масса. Среди програвших лидерами были бы Пиццониа и Ральф (-6 позиций), 3 позиции проиграл бы Глок, по 2 – Вильнев, Зонта и Жене, по 1 – Трулли, Сато, Уэббер и Да Матта.

Но по-настоящему взорвала бы сложившуюся табель о рангах система начисления очков NASCAR (180-170-165-160-155-150-146-142-138-134-130-127-124-121-118-115-112-109-106-103, 5 очков каждому, кто пролидировал как минимум  1 круг, еще 5 очков за наибольшее количество кругов лидирования):

  • Ferrari опередила бы BAR в 1,37 раз (вместо 2,2 при действующей системе)
  • BAR лишь чудом удержал бы свое второе место в КК (4355 против 4251 у Renault)
  • Sauber обошел быв КК и McLaren, и Williams (c 6 на 4 место)
  • Toyota обошла бы Jaguar
  • Физико взлетел бы на 4 (!!!) место в чемпионате (+7 позиций)
  • И Монти, и Трулли обошли бы Алонсо, который потерял бы 3 позиции в чемпионате 
  • Райкконена в чемпионате обошли бы и Култхард, и Масса, и Клин, и Панис (Итого: минус 6 позиций для Кими)
  • 7 позиций выиграл бы Бруни, 5 – Клин, по 4 – Пантано, Баумгартнер, Хайдфельд, 3 – Масса, по 2 – Култхард и Панис. Среди програвших лидерами были бы Ральф (-8 позиций) и Пиццония (-7 позиций), 2 позиции проиграли бы Сато, Уэббер, Да Матта, Глок, Вильнев, Зонта, Жене.

В завершение – изменения при системе начисления очков Moto GP (25-20-16-13-11-10-9-8-7-6-5-4-3-2-1):

  • Ferrari опередила бы BAR в 1,66 раз (вместо 2,2 при действующей системе)
  • Монти обошел бы Алонсо
  • Физико поднялся бы на 3 места в чемпионате, сравнявшись по очкам с Райкконеном
  • 2 позиции выиграл бы Хайдфельд, по 1 – Култхард, Масса, Клин, Баумгартнер, Вильнев и Зонта. По 3 позиции програли бы Ральф, Глок и Пиццониа, 2 – Сато.

Что ж, как мы видим, от системы начисления очков в гоночных сериях зависит многое (хорошо еще, что не все), причем с ее помощью можно ориентировать пилотов, команды и производителей техники в том или ином направлении (надежность, борьба только за победу и т.п.). Оптимальна ли существующая в Ф1 система начисления очков? Вопрос открыт….

P.S. Почти вся статистика и пересчеты – (с) AtlasF1