Модель бизнеса A1 Grand Prix

Как мы уже рассказывали, арабский шейх и большой поклонник автоспорта Аль Мактум Хашер аль-Мактум в следующем году намерен запустить новую гоночную серию, которая будет называться A1 Grand Prix. Развитие серии идет полным ходом, и недавно стало известно о подписании трехлетнего контракта с поставщиком покрышек. Им станет компания Cooper Tire & Rubber, через свое подразделение Avon Tyres Racing.

Таким образом, болид серии А1 можно считать витуально завершенным, в чемпионате будут использовать британские шасси Lola и 3,4-литровые двигатели Zytek. Avon Tyres Racing, в отличие от материнской компании, базируется также в Великобритании, что позволит более продуктивно сочетать различные компоненты машины.

Но еще больший интерес вызывает бизнес-модель, которую предлагают организаторы серии. Во-первых, в чемпионате предполагается участие по меньшей мере 23-х стран, каждая из которых будет представлена обладателем прав в данной стране или территории, которые будет работать по модели франчайзинга, выкупая франшизу для своей зоны ответственности у организаторов.

Держатель прав (и болида серии А1) отвечает за выполнение обязательств по франшизе, он нанимает команду инженеров и пилотов, и стремится окупить свои инвестиции за счет спонсоров на болидах, прав на радиотрансляцию на своей территории, определенных прав на продажу символики в стране, часть глобальных доходов от трансляций по телевидению и потенциальных призовых.

В свою очередь, A1 Grand Prix обеспечивает болид серии, все вопросы, связанные с доставкой болида от гонки к гонке, которые пройдут в наиболее “экзотических местах”, максимальную телевизионую аудиторию для каждой гонки, а также руководство по возможностям для спонсорства для каждого франчайзи.

Кстати, в числе потенциальных обладателей франшизы есть и Россия, с соответствующем местом для пилота в болиде. Будет ли эта модель востребована – мы узнаем уже менее чем через год – официальный старт намечен на сентябрь 2005 г. Пока прошли только первые тесты, в которых принял участие экс-пилот Jordan Ральф Фирман. Однако уже сейчас организаторы заявляют, что проданы не менее шести франшиз, а летом подписано первое лицензионное соглашение с телевидением – с британским каналом Sky Sports.