Больше атрибутики, дешевой и разной!

Компания Grand Prix Legends, ведущий игрок на рынке товаров Формулы-1, недавно опубликовала исследование состояния рынка в 2003-04 гг. В докладе отмечается, что в прошлом году сократилось число компаний, которые торгуют атрибутикой из-за снижения интереса. Во многом это связано с переходом в серию MotoGP, несмотря на рост телевизионной аудитории в большинстве европейский стран. Продажи товаров Ф1 самой Grand Prix Legends сократились с 80% от товарооборота до 46%.

На спад продаж Формула-1 ответила повышением цен, что привело к дальнейшему снижению продаж, поскольку поклонники не готовы к таким затратам. В отчете приводится сравнение между футболом и Формулой-1. Так, футболка из 100-процентного хлопка для футбольных болельщиков обойдется в 20 долларов, а клубная бейсболка от 10 до 17 долларов. В то же время кепки Ferrari предлагаются за 34 доллара, а футболка от BMW за 42,50 долларов, керамическая кружка с логотипом стоит 8.50 в футболе и 29 в Ф1.

“Стоит ли удивляться, что база поклонников Ф1 снижается”, – говорится в отчете. Также подчеркивается, что команды часто отказываются признать, что разработка одежды и аксессуаров для фанов должна отвечать интересам рядовых поклонников автоспорта, которые не могут себе позволить ежедневно покупать новые Ferrari, Jaguar, BMW или Mercedes.

В докладе также отмечается, что “тревожит доминирование Ferrari и Михаэля Шумахера”. Ferrari продает 55% всей атрибутики Ф1, а Шумахер – 20%. Доля BMW Williams составляет лишь 6%, и это примерно в два раза больше, чем следующие далее по продажам Хуан Пабло Монтойя, BAR, Дэвид Култхард и Айртон Сенна, каждый из который удерживает около 3% рынка. Jaguar Racing продает около 2% всей атрибутики, доля остальных составляет менее одного процента продаж.

Еще один интересный момент – 85% всех продаж приходится на товары ценой менее 170 долларов, в то время как в каталогах есть вещи с ценой в два раза больше. Выделяются на этом фоне и отдельные команды. Рубашка “поло” в линейке BMW Williams стоит 102 доллара, в то время как Ferrari – 68. В докладе подчеркивается, что Монтойя мог бы продавать значительно больше, если бы цена была ниже, но этот бизнес контролируется BMW. Также приводятся данные, согласно которым BAR, Jaguar и Minardi продают в три раза больше, чем McLaren, поскольку последние настаивают на членстве в своем фан-клубе стоимостью 102 доллара, прежде чем получиться купить хоть что-нибудь.

В то же время неплохие результаты показывает Jaguar Racing с хорошо сбалансированной по цене линейкой товаров, и хорошие показатели BAR, в то время как Jordan на этом фоне выглядит провально – из-за непродуманных лицензионных соглашений, благодаря чем черно-желтой атрибутики на рынке хватит до конца десятилетия. Плохие показатели Renault докладчики соотносят с высокими ценами, а хорошие продажи футболок Sauber связывают с высоким качеством, в результате чего они продаются в десять раз лучше, чем футболки BMW.

В итоге компания рекомендует продавать футболки от 25 до 34 долларов, “поло” от 50 до 60 (но с многочисленным логотипами – до 85), бейсболки по 17-20 долларов. “Мы часто удивляемся, как хорошо продаются прошлогодние бейсболки, когда цена падает до 17 долларов. Учитывая, что их производство обходится менее 1,70 доллара, эта цена вполне достижима”.

Все эти исследования еще раз подчеркивают тот факт, который, скажем, серия NASCAR усвоила и применила много лет назад: товары по низким ценам продаются значительно лучше и приносят больше прибыли, чем товары из высокой ценовой категории.