Мнение: Нужна ли России »Формула-1»?

Полемические заметки по поводу очередной «стройки века»

Смотрю по воскресеньям «Формулу-1» из самых экзотических мест мира. Читаю в нашей прессе дискуссии о том, в какой пойме столицы строить трассу российского этапа этой самой «Формулы-1» — а чем, мол, мы хуже? Вспоминаю свою молодость — запах высокооктанового бензина, пение, рев форсированных моторов и калейдоскоп чемпионатов СССР по кольцу и ралли — трасса «Чайка» в Киеве, Пирита под Таллином, Бикирниеки под Ригой…

Мы, студенты Автомеханического института, ушибленные автомобилем и автоспортом, мотались туда на пару суток за свой интерес и кошт, считая счастьем подать ключ механикам машин Успенского, Бубнова или Брундзы, а уж проехаться на тренировке с кем-то из них по ДОПу или по кольцу — это было все равно, что притронуться к Богу, и оставалось с тобой на всю жизнь.

В этом удивительном мире кроме нас, фанатов, жило еще несколько сотен людей, близких гонщикам, тренерам, механикам, судьям, людей, которые кочевали вместе со своими кумирами по трассам, городам и годам, и почти все мы знали друг друга в лицо.

И в мире этом были еще зрители с билетами, отгороженные от него трибунами, милицией, барьерами. Зрителей всегда было немного. В основном это были люди не случайные, одни и те же, со своими друзьями, знакомыми.

Все это называлось советским автоспортом. На мировых аренах он не блистал, как не блистали никогда и автомобили, выпускаемые Страной Советов. Успехи «Москвичей» в суперралли «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико», поднявшие экспорт этой марки на небывалую для русских автомобилей высоту, объяснялись только тем, что тактика наша изначально была нацелена на «доход» команды до финиша, в то время как все остальные сражались за абсолютную победу.

Автоспорт был совершенно не нужен СССР, поскольку, как утверждали вражеские радиоголоса, СССР был «единственной страной в мире, в которой старый автомобиль стоил дороже нового». Действительно, новый «жигуль» в магазине стоил 5500 рублей, а на черном рынке за него давали 9000. То есть проблем со сбытом машин не было, в очереди на легковушку народ в среднем стоял четыре-пять лет.

Сегодня ситуация в России совершенно другая: выбор автомобилей есть, конкуренция есть, проблемы со сбытом есть. И автоспорт в ней по-прежнему есть. Только он в этой «игре» почему-то не играет. Почему?

Да потому, что он не стал шоу, как «Формула-1», шоу для миллионов телезрителей.

«Конюшни» сдохнут без никотина

В 1977 году хозяин «Формулы-1» Берни Экклстоун заплатил деньги за показ своего шоу по телевидению. А сейчас он — один из богатейших людей мира, потому что за то же самое все платят ему. Годовой доход его — от 500 до 800 миллионов долларов, личное состояние — около трех миллиардов.

А ведь, если откровенно, зрелище так себе: носятся пару часов с визгом десятка полтора болидов, обгоны достаточно редки, аварии еще реже, победитель в последние годы один — Шумахер или «Феррари». Так почему же весь мир это зрелище смотрит?

Да потому, что оно «раскручено», потому что долгие годы и регулярно в это шоу вкладывались миллиарды.

Но сегодня солнце «Формулы-1» — по двум причинам — катится к закату. Первая — Шумми и его «конюшня» вне конкуренции, то есть нет острой борьбы и равных по силам соперников. А вторая — в 2006 году вступает в силу запрет Евросоюза на рекламу табачной продукции, а посему гиганты табакоиндустрии перестанут вливать денежки в «Формулу», исключительно на которых она и держится. А ведь Европа — это 11 этапов из 18. И Экклстоун, предвидя это, носится по всему «нецивилизованному» и еще «курящему» миру в поисках новых рынков сбыта своего шоу: Бразилия, Малайзия, Бахрейн уже подключены, Китай подключится этой осенью, США и Канада возвращаются, Россия и Турция на очереди.

Ты про пойму не пой мне

А нам оно надо? Ну вбухаем мы 150 миллионов «зеленых» в какую-нибудь пойму. Ну будут под Москвой или под Питером гоняться эти самые болиды — чужие машины с чужими гонщиками. Ну будут прославлять и рекламировать они чужие моторы, шины, масла, автофирмы. Ну пару дней в году будет эта трасса гудеть, а 363 дня пустовать, ведь никого, кроме «Ф-1» на тот золотой асфальт не пустят.

А нам-то что с этого?! Говорят, что Лужков в великое удивление пришел, когда после визита в Москву Берни Экклстоуна стало ясно, сколько Москва будет иметь прибыли от одного из 18 этапов «Формулы-1» в России, — шиш с маслом! Потому что никаких особых денег стране-хозяину трассы гонки «Формулы-1» не приносят — только за билеты и прибыль той инфраструктуры, которая вокруг гонок, которая их обслуживает. А главными деньгами — за рекламу и право трансляции по ТВ — Берни ни с кем делиться не собирается. Исключительно китайцы, только что построившие в Шанхае трассу «Формулы-1», смогут получить «маней» побольше, поскольку их трибуны рассчитаны чуть ли не на полмиллиона сидячих мест и на полтора миллиона — стоячих.

Почему в «Ф-1» нет американцев?

Но даже если 74-летнего Экклстоуна (или его наследников), что называется, припрет и они своей прибылью со зрелища начнут делиться, чтобы его не потерять, то стоит ли на это зрелище ставить? Нам, России, ставить? Стоит ли Питеру сражаться с Москвой за это право, стоит ли завидовать Турции, которую «король Формулы» обещал облагодетельствовать раньше России? Стоит ли становиться последними в очередь за товаром, который завтра может быть уценен?

Посмотрите на практичных американцев — они по «Формуле-1» с ума не сходят, потому что суперзрелищем ее не считают. Не случайно в «Формуле-1» нет ни одного американского гонщика и ни одного американского болида. Много лет «Формула-1» в США вообще не проводилась. Канада, кстати, тоже от нее отдыхала. А гоняются янки в своем «формате» — индикар и наскар — в основном по овалу, где каждый зритель видит за свои деньги ход борьбы от начала и до конца. Да, скорости там меньше, но борьба яростнее. А что нам мешает тоже своим путем в этом деле пойти?

Россия — вперед!

Кто нам мешает создать собственное автоспортивное шоу? Раскрутить его как следует в СМИ, национальными героями, модными людьми победителей сделать? Превратить в место состязания отечественных производителей и продавцов? Почти каждый из них имеет, кроме торговой, еще и собственную производственную базу, осуществляет фирменный тюнинг. Конкуренция между ними — жесточайшая, рекламные бюджеты — сотни тысяч долларов в год. И какая реклама может быть для них лучше, чем победа в гонках на «Большой приз России» фирменной команды? Компаний-инвесторов, нуждающихся в рекламе (типа табачных на Западе), — море. Осталось только своего Экклстоуна найти — эх, Абрамович, Абрамович!..

Ах, да — где же им гоняться? Ведь после распада СССР в России не осталось ни одной(!) специально оборудованной кольцевой трассы! И вот тут те 150 миллионов долларов, которые Лужков собирается потратить на «Формулу-1», ох как бы пригодились! Аж 10 (десять!) трасс международного уровня, но, конечно, поскромнее «формуловской», можно было бы на эти деньги построить. Для России. И не простаивали бы они ни дня — говорить о значении массового «автоспортликбеза» в стране, где в год на дорогах гибнет 36 000 ее жителей и калечится четверть миллиона, в стране, по уровню аварийности входящей в африканскую группу, я принципиально не стану — нет до этого дела никому. Пусть хотя бы ключевые слова: «шоу» и «прибыль» сработают.

Кубок для… миллионеров

«Кубок России для… миллионеров» — вам нравится это сочетание слов? «Для миллионеров» или «По гольфу» — это одно и то же. Этот турнир у нас проводится. А почему не по картингу? Почему не по тому виду спорта, к которому молодежь тянется сегодня особенно, как и ко всему «адреналиновому»?

Возьмите Татарию: почему сегодня «КамАЗ» — грузовик номер один в мире? Почему в одной Татарии кроссовых трасс в три раза больше, чем во всей России? Почему под Казанью проводится этап чемпионата Европы по кроссу? Да потому, что Айрат и Радик Шаймиевы, сыновья президента, не просто гонщики, а неоднократные призеры и победители международных гонок. Потому что сам премьер-министр Татарской Республики Рустам Минниханов — неоднократный чемпион России! Он и сегодня — пилот(!) сборной завода.

На какой дороге лежат денежки

Подведем итоги. Пропасть между технологиями «Формулы-1» и российского автопрома огромна. Как и между машинами. Трасса «Ф-1» в России ее не сократит и пилотов уровня «Ф-1» нам не воспитает. «Татарский» же вариант, наоборот — эту пропасть сократит. Плюс к тому — даст на одно яркое зрелище больше. Еще плюс: многие тысячи простых автомобилистов смогут на этих трассах в их «нерабочее» время повышать свой уровень вождения — за деньги, разумеется. Вот вам и снижение аварийности.

Уверен, что такой путь развития российского автоспорта, что называется, назрел. Его идея, его необходимость буквально «висят в воздухе» и уже начали материализовываться — в начале июня по спортканалу показали гонки второго этапа чемпионата страны из Питера с убогой трассы (по международным меркам) «Невское кольцо». И в нем впервые участвовали только что построенные болиды LADA Revolution — чем не зрелище? Но их было всего шесть, и каждый этот аппарат гонщик берег как зеницу ока, потому что денег у команд катастрофически мало, мощностей, производящих такие машины, — тоже. Стоит, кстати, аппарат не миллионы долларов, как «Ф-1», а что-то около 60 тысяч. И это почти опытный образец, а если дело на поток поставить?

В общем, российский Экклстоун, — ау-у! Тут денежки на дороге лежат!

«Формула-1»

Объем двигателя — 3,5 литра

Мощность двигателя — 850 л.с.

Максимальная скорость — 360 км в час.

Время разгона от 0 до 100 км в час — 3,5 сек.

Масса — 650 кг

Цена — 1,5-2 млн. долларов

Стоимость обслуживания, эксплуатации в год — 70 млн. долларов

«ЛАДА Революшн»

Объем двигателя — 1,6 литра

Мощность двигателя — 230 л.с.

Максимальная скорость — 260 км в час.

Время разгона от 0 до 100 км в час. — 6 сек.

Масса — 640 кг

Цена — 60 000 долларов

Стоимость обслуживания, эксплуатации в год — 112 000 долларов

© Юрий Гейко, «Российская газета»