Формуле-1 не хватает зрелищности — Олег Кесельман

«Трудно так с ходу определить, чем же объясняется столь большое преимущество Михаэля Шумахера над остальными. На поверхности лежат причины, о которых пишет пресса: немец действительно гениальный гонщик, у него очень хорошая машина, а Жан Тодт – прекрасный технический директор. Но секрет, как мне кажется, не в этом. Во многих гоночных сериях бывает, что один гонщик сильнее всех остальных, но преимущество Шумахера уж слишком велико и слишком долго он лидирует, чтобы это можно было считать нормальным. Какие-то вещи в “Формуле-1” скрыты от зрителей. Видимо, есть и другие причины того, что немец выигрывает гонку за гонкой.

Но на данный момент факт налицо: интерес к гонкам падает, так как никто не хочет смотреть соревнование, победитель которого известен заранее. Что нужно сделать для того, чтобы к “Формуле” вновь было приковано внимание? Может быть, имело бы смысл выставлять на старт по 30 машин, в таком случае не исключено, что в шести гонках было бы шесть разных победителей. Это не так сложно сделать, достаточно просто “раскрутить” эту идею. И тогда бы популярность резко подскочила. Зрителей ведь не интересуют технические подробности, им главное – зрелище. А сейчас “Формуле” не хватает именно зрелищности.

Впрочем, рано или поздно Шумахер закончит карьеру. Возрастной предел в подобных гонках – лет 30–35, так что немец ездит последние сезоны. Кто может прийти ему на смену? Если выбирать из нынешних гонщиков, это в первую очередь Хуан-Пабло Монтойя. Но для этого ему надо попасть в “правильную” команду. “Макларен” – команда “правильная”, но сейчас она попала в кризис, причины которого невозможно объяснить. Если бы “Уильямс” вместо Ральфа Шумахера взял какого-нибудь молодого гонщика, то Монтойе стоило бы остаться в своей нынешней команде. Но в любом случае через год колумбиец созреет психологически и сможет стать лидером “Формулы”. Не исключено, что через пару лет проявит себя и Фернандо Алонсо, но пока это вилами на воде писано.

На данном же этапе конкурентов у Шумахера нет. Рассчитывать можно было на Кими Райкконена, но у него получается просто кошмарный сезон. В первую очередь причина тут в психике. Финн оказался совершенно не готов к тому, что не все пойдет гладко. Он думал, что будет бороться за титул, а оказалось, что ему надо бороться просто за очки. И Райкконен сломался. Слишком тяжела оказалась для него ситуация. Причина и в команде. У альянса “Макларен”–“Мерседес” явно есть какие-то проблемы. Но все же основные проблемы Райкконена связаны с психологией. Тот же Монтойя оказался гораздо более устойчив психологически.

Зато приятно удивил “БАР”. Как правило, у каждой команды есть свои плюсы и минусы, при сложении которых получается определенный результат. Но у “БАРа” в этом сезоне плюсов оказалось намного больше, чем минусов. В команду пришел специалист по аэродинамике, “Хонда” поработала над двигателем, “БАР” стал использовать шины “Мишлен”, был увеличен бюджет. В общем, все для “БАРа” сложилось удачно. Даже тест-пилот Энтони Дэвидсон в свободных заездах показывает очень приличные результаты. Впрочем, по своему уровню он уже готов выступать и в качестве основного пилота. У него уже было несколько стартов, и он доказал, что вполне в состоянии вести нормальную борьбу на трассе.

Однако в “Формуле-1” на старт выходит не всегда быстрейший. Это ее беда, но таковы правила. Будь у Дэвидсона спонсоры, он бы принимал участие в Гран-при. Сейчас же ему просто дается шанс проявить себя. Возможно, в случае, если его результаты будут стабильны, он получит место в какой-либо команде. Но тут уже все будет зависеть от стечения обстоятельств. Все же слишком многое в “Формуле” связано с финансами. Пока Дэвидсону денег хватает только на то, чтобы стать тест-пилотом».

Олег Кесельман, автогонщик, неоднократный победитель и призер российских кольцевых гонок, соревнований по картингу, автокроссу

© Pocciя