Первые очки на пути к титулу

Разумеется, каждая гонка сезона – это тяжелая работа, напряжение, борьба, эмоции, накал страстей, но, пожалуй, самыми драматическими по эмоциональной насыщенности являются два Гран-При – первое и последнее. Финальная гонка ставит все точки над “i”, все, что можно, уже сделано, все, что можно, уже потеряно или достигнуто, и ничего нельзя вернуть назад, переиграть или исправить. Остается лишь выпустить пар напряжения, расслабиться, подвести итоги, признаться себе в своих ошибках и порадоваться достижениям – и идти вперед.

Начальная же гонка – возможно, еще более серьезное испытание на выносливость. И выносливость, в первую очередь, психологическую. Это “проба пера”, езда “наощупь”, попытка понять, чего ты добился за зиму и насколько сильны твои конкуренты. Первый старт – это не только будоражащая кровь жажда скорости и побед, благие намерения и порывы, но и первые разочарования, эмоциональные удары и крушения надежд. Особенно, если выявляется не только преимущество соперников, но и вылезают твои собственные недоработки и ошибки, да еще и фортуна в тот момент не на твоей стороне. Вот тут-то главное – удержать себя в руках, сохранить трезвый ум и правильно оценить ситуацию. Ведь еще ничто не потеряно. Все только начинается. Впереди еще 17 шансов показать, что ты можешь…

Пожалуй, только команда Ferrari могла безоблачно наслаждаться сегодняшней гонкой. Не считая небольших проблем с тормозами в болиде Рубенса, все работало как по часам. Беспроблемный старт с первого ряда и беспрепятственный уход в отрыв обеспечивали обоим гонщикам, можно сказать, легкую гонку и “бескровную” победу. Машины вели себя отлично, стратегия была выбрана великолепно и оправдала себя, механики на пит-стопах работали, как механизм, погода как нельзя лучше соответствовала выбранным покрышкам Bridgestone, да и по многу кругов “торчать” за более медленными болидами не приходилось. Словом, все шло как по маслу.

Не столь “масляным” выдалось воскресенье для других команд. Бедняга Кимми Райкконен уже на 10-м круге похоронил последнюю надежду на первые очки – мало того, что с легкой руки товарища по команде он показал не самый оптимистичный результат в квалификации (не исключено, однако, что он, как и Дэвид Култхард, шел не на 3, а на 2 дозаправки, и этим отчасти объяснялось бы его далеко не первое место на стартовой решетке), так еще и болид финна, первым (!) покинув дистанцию из-за отказа двигателя, заставил инжинеров McLaren серьезно призадуматься, а все ли они хорошо продумали в своем детище… Стратегия долгого “сидения” на трассе, принесшая Култхарду победу в Австралии в прошлом сезоне, на сей раз показала свою несостоятельность, по итогу шотландец еле-еле привез команде, претендовавшей на борьбу за чемпионский титул, всего лишь одно очко…

Почесать свои затылки над надежностью болидов придется и инженерам Jordan’a, Jaguar’a, Sauber’a, Minardi… Пилоты этих конюшен не в полном составе доехали (либо в полном составе не доехали) до финиша. “Не его день” случился и у Марка Веббера, покинувшего родную австралийскую трассу задолго до официального окончания гонки, что вызвало огромное разочарование у большей части зрителей, не только “соотечественных” пилоту, но и многонациональной аудитории, уважающей талант этого несомненно одаренного гонщика.

Многострадальная Minardi в полном составе выбыла из гонки, так что дебют у Бруни и Баумгартнера получился не по высшему разряду. Вернувшийся в гонки Фелиппе Масса, показавший несколько своих очаровательных “фирменных” пируэтов на трассе, тоже в конце концов ретировался раньше времени.

“Не сложилось” сегодня и у Toyota. Финиш на 12-м и 13-м местах (а точнее – на 2-м и 3-м с конца) с отставанием в 2 круга вряд ли можно назвать пределом мечтаний этой крупнобюджетной команды.

Renault завершили гонку со смешаными чувствами. “Неожиданный” подиум после блестяще проведенной гонки у Фернандо Алонсо – и непростая гонка у его напарника по команде Ярно Трулли. Столкновение с болидом Такумо Сато в первом повороте, повреждение задней части машины Трулли и последующая борьба с недостатком сцепления обусловила седьмое зачетное место итальянцу и два очка в копилку команды. И хотя этот результат может расстраивать в частности, но в общем и целом команда обнаружила хорошую подготовку и конкурентноспособность уже в первом Гран-При сезона.

Снова изумил народ Дженсон Баттон, хорошо выступивший в гонке и показавший, что BAR Honda “подтянулась” в своей конкурентноспособности.

Чувства, с которыми Williams’ы покидали автодром, вряд ли можно назвать смешанными. Уместнее было бы слово “подавленность”. Отставание от Ferrari на секунду на круге – вот самый тревожащий сигнал. Что тому причиной, сложно сказать однозначно. Стратегия? Вряд ли. На три пит-стопа шли многие команды. Не вполне удачная настройка болидов? Собственно ошибки пилотов? Не исключено. При одинаковой стратегии на гонку, сложно объяснить, почему в квалификации наряду с третьим результатом Монтойи Ральф показал только восьмой результат. Да и “покатушки” Хуана Пабло за пределами трассы в гонке преимущества перед соперниками не добавляют. Неблагоприятные гоночные ситуации? Есть такой момент. И в сегодняшней гонке он попортил кровь не раз и не одному гонщику. “Отбывание срока” за спиной более медленных соперников отнюдь не способствует сокращению отрыва от лидера гонки, который подобных трудностей не испытывает. Неудачный старт, в котором не все зависит только от самого пилота, а приходится считаться с целой толпой желающих прорваться вперед почти любой ценой? Нерадивость механиков на дозаправках? Имеет место быть. И пока они не насмотряться на механиков Ferrari и не последуют их примеру, этот вопрос будет задаваться вновь и вновь. Покрышки Michelin? Зачастую этот фактор играет немаловажную роль в конечном результате. И уж если не хватает им 18-градусной температуры окружающей среды для полной работоспособности, то не хватеает. Совокупность всех перечисленных факторов? Очень и очень может быть…

Что ж, учитывая все вышеизложенные факторы, надо отметить, что все же 4-е и 5-е места пилотов Williams на финише, 9 общих очков и второе место в Кубке Конструкторов (при столь ошеломительном лидировании Ferrari) – не есть самое страшное, что могло случиться в первой гонке. Есть время все взвесить, доработать. В конце концов, “есть еще порох в пороховницах”. И не надо отчаиваться, если в команде есть пилот, способный на яркие обгоны и зажигательную борьбу.

Итак, первые шаги на пути к титулу сделаны, первые очки заработаны. Но – всего лишь первые. Еще предстоит тяжелейшая работа, бессонные ночи, решение проблем. Все разъехались, опустел автодром.
Умным головам в командах будет о чем подумать…