Формула-1 и Биатлон: сравнение двух гоночных видов спорта

То, что Формула-1 и биатлон – совершенно разные виды спорта, очевидно всем. Но это только на первый взгляд. В этой статье мы попробуем выделить их общие черты и различия, а также те моменты, которые заставляют участников и зрителей быть в напряжении до самого конца гонки.


Виды гонок: В Формуле-1 можно выделить всего два типа соревнований гонщиков: заочный – квалификация и очный – сама гонка. Некоторое время назад оба типа были очными, но интересность новых правил, как говорится, каждый определяет для себя сам. В биатлоне программа довольно насыщена: спринт, преследование, массовый старт, эстафета и т.д. Некоторые гонки связанны между собой, например, на соревновыниях в борьбе за Кубок Мира порядок старта в гонке преследования определяется результатами спринта. При этом нет никакой стартовой решетки. Первым на дистанцию уходит лидер, за ним отправляются преследователи через время, равное их отставанию в спринте.

События в гонке: В Формуле-1 пилоты проходят круг за кругом, пока не настанет время заехать на пит-стоп для дозаправки и смены резины. Интерес для зрителей и гонщиков в этом один: за счет грамотно спланированных пит-стопов можно получить немалое приемущество на трассе, что и продемонстрировал Михаэль Шумахер, принеся в Формулу-1 понятие “обгон на пит-стопе”. Разумеется, такое было и раньше, но обычно гонщики предпочитали очную борьбу на трассе с красивыми обгонами, а не заочные обгоны на пит-лейн. В любом случае, самые интересные моменты происходят на трассе, в ее поворотах, на прямых. В биатлоне все наоборот: на круге спотсмены могут и не обгонять друг друга, а весь участок проходить вместе, все равно все рашится на огневом рубеже. Огневой рубеж – самая захватывающая чать гонки. У спортсмена есть пять патронов на каждую мишень. Штраф за промахи устанавлмвается форматом гонки. Обычно это штрафной круг длиной 150 метров. Иногда разрешается использовать дополнительные патроны, все зависит от типа гонки. В любом случае теряется ценное время. Как правило, после “формульного” пит-стопа гонщик оказывается в середине пелетона, позади тех, кто еще не сделал дозаправку. В биатлоне же тот, кто первый ушел со стрельбища, и есть лидер гонки.

Ценность секунд: Обе гонки идут на время, но ценность этого времени для каждого соревнования разная. В Формуле-1 по итогам квалификации в одной секунде могут оказаться 10 гонщиков, в то время как в биатлоне отставание на старте в 30 секунд – не проблема. В формульной гонке очень важно время на круге, а так как кругов много (обычно около 60), то и приемушество постоянно сумируется. В биатлоне кругов намного меньше – обычно 4-8, но и отставание на круге даже между лидерами может составлять 10 секунд. Но что такое 10 сеунд, когда 1 круг штрафа при неточной стрельбе требует от спортсмена потратить почти 25 секунд! Тут, кстати, уместо сравнение с проездом по пит-лейн. Да и качество стрельбы порой зависит от усталости биатлониста, поэтому не всегда целесообразно выкладываться полностью до огневого рубежа. Кстати о методах прохождения дистанции: если в Формуле-1 более медленный пилот идет впереди более быстрого, то последний испытывает сильные неудобства, в биатлоне же намного проще и, самое главное, легче “отсидеться” за спиной соперника часть дистанции, а потом на финише сделать рывок и первым пересечь красную черту.

Вывод: Конечно, в статье были описаны далеко не все аспекты соревнований, но главная идея понятна: несмотря на то, что оба вида спорта называются гоночными, на результат порой влияют совершенно разные факторы. И это логично, так как пилоту в Формуле-1 позволяет ехать болид, а время на круге определяется настройками, резиной, технологиями и т.д., а биатлонист может расчитывать только на свои силы и меткость. Настройки же в биатлоне обычно ограничиваются качеством лыжной смазки и настройками винтовки. Но несмотря на эти оличия, и биатлон, и Формула-1 остаются интереснейшими видами спорта, тем более, что когда заканчивается “формульный” сезон, в биатлоне он только начинается, а это позволяет исключить межсезонье в календаре болельщика.