Воля к победе: история одной Великой команды

В 1972 году на старт ГП Великобритании впервые вышел автомобиль команды, впоследствии ставшей легендой Королевских гонок. Это первое десятилетие для маленькой “конюшни” Фрэнка Уильямса прошло почти незаметно на фоне борьбы Лотуса, МакЛарена и Феррари.

Но все начало меняться, когда в 1978 году на свет появился болид FW06. Алан Джонс на ГП США’78 показал, что Патрику Хеду удалось создать машину, способную бороться пусть еще не за победу, но за призовое место. Уже тогда Вильямс стала считаться достаточно сильной командой Формулы-1, о чем говорит тот факт, что компания Goodyear разрешила Френку Уильямсу проводить тренировки на квалификационном типе резины. За сезон ’78 команда набрала 11 очков.

1979 год начался для команды Уильямс и Хэда не очень хорошо: первые четыре гонки пришлось провести на старом FW06, который уже не мог тягаться с машинами конкурентов, повсеместно использовался граунд-эффект. Но, наконец, был представлен тот болид, который по праву считается легендарным – FW07. Первые свои гонки он провел на очень высокой скорости, но ему все еще не хватало надежности.

Гонка в Великобритании ’79 года закончилась победой Регаццони, тем самым укрепив уверенность команды в правильном выборе направления работы. Всего за этот сезон Williams набрал 75 очков, заняв второе место в Кубке Конструкторов. Но это было только начало. 1980 год закончился триумфом команды из Гроу: победа в обоих зачетах, причем в КК опережение ближайшего соперника составило 54 очка! Алан Джонс завоевал титул, выиграв пять гонок. Победы шли одна за другой, и в сезоне’81 Карлосу Ройтеманну не хватило всего двух очков, чтобы опередить Пике в борьбе за титул. В тоже время Джонс отстал от своего напарника всего на 3 очка. Но Уильямс взял Кубок Конструкторов.

Следующий год принес Кеке Росбергу всего одну победу, что не помешало ему стать чемпионом мира. Следующие несколько сезонов были не такими успешными для команды, пока в 1986-87 годах мир Формулы-1 снова не ощутил мощь Williams.

В 1988 Уильямс лишился поддержки Хонды, что резко отбросило команду назад. Но затем ее партнером стала компания Рено, и результаты стали быстро улучшаться. В 1992 году команда добилась победного дубля в итоговом зачете пилотов и победы в КК. В тот год Мэнселу не было равных. А 164 очка в КК против 99 у МакЛарена позволили команде считаться лучшей на тот момент. На той же ноте прошел и следующий сезон, победу одержал Прост. Дэймон Хилл занял третье место. Между ними в зачете пилотов расположился Айртон Сенна.

Трагично сложился сезон ’94: погиб Великий Сенна, и, казалось, командный дух Уильямса пошатнулся. Но КК того сезона все же был взят, а в КП Хилл отстал всего на одно очко от Михаэля Шумахера. Поклонники Формулы-1 до сих пор вспоминают то спорное столкновение в Аделаиде.

В 1996 году Уильямсу опять не было равных, победа была неоспоримая, а шансы соперников были просто нулевыми. Это был счастливый сезон: Хилл наконец-то стал чемпионом мира, а на горизонте зажглась новая звезда – Жак Вильнев. В 1997 году все обстояло не так радужно, победа далась команде не так легко, как в прошлом году, а столкновение Вильнева и Шумахера в Хересе многие приводят как пример нечестной борьбы в Королевских гонках.

Но контракт Уильямса и Рено не был вечен, и, начиная с 1998 года, у Великой команды начались “черные” сезоны, пока в 2000 году ее партнером не стал немецкий концерн БМВ. В КК Уильямс завоевал третье место, в 2002 и 2003 годах – второе, а на сезон 2004 фаворитом эксперты видят в прошлом маленькую, а сейчас Великую команду из Гроу.

Действительно, 9 Кубков Конструкторов, 7 Кубков Пилотов, 112 побед за 32 сезона в Формуле-1 позволяют другим командам называть Williams соперником с Большой Буквы.