Мнение: Время выбора для Жака Вильнева

Конец минувшей недели оказался весьма грустным для поклонников Формулы-1 и особенно для фанов чемпиона мира образца 1997 г. Жака Вильнева. После того, как менеджер команды BAR-Honda Дэйв Ричардс объявил о том, что для канадца нет места в команде, а в сезоне 2004 г. вместе с Баттоном будет выступать бывший тестер и протеже Honda Такумо Сато, стало ясно, что для Жака в Формуле-1 почти не осталось перспектив. Во всяком случае до тех пор, пока его менеджер Крэйг Поллок вновь не станет обладателем контрольного пакета команды. И необязательно BAR.

Попытки найти место для продолжения карьеры Вильнева предпринимал и коммерческий босс Формулы-1 Берни Экклстоун, однако ни одна команда не согласилась на эти предложения.

“Я по-прежнему считаю его прекрасным гонщиком, но ему нужна команда, которая мотивировала бы его”, – сказал Экклстоун в интервью английской The Sun. – “Toyota могла бы стать для него идеальным вариантом, поскольку может предоставить машину, способную выигрывать гонки. Я даже предлагал переход в Ferrari, пилотируя с Михаэлем Шумахером бесплатно. Но такой вариант не прошел, потому что Михаэль настаивает на статусе первого номера, и, похоже, он считает Жака угрозой. Я сделал все возможное, чтобы убедить команды дать Жаку возможность пилотировать в следующем сезоне, но факт остается фактом – никто не хочет его брать”,

Когда все сказано и сделано, неудачи Вильнева заключаются не только в его проигрыше своему новому напарнику Дженсону Баттону и постоянных механических проблемах. Скорее, здесь нужно вернуться немного назад и вспомнить о деталях, которым сам Жак, возможно, не придавал серьезного значения. Так, говоря о прошлогоднем обсуждении контракта, Вильнев уверяет, что ему никогда не предлагали компромисса. Однако команда думает несколько иначе и можно только предполагать наличие третьей стороны в этом процессе, впоследствие исчезнувшей. Возможно, именно в этом году Поллок был вовлечен в переговоры о финансовой стороне дела, а до этого Вильнев и Ричардс общались напрямую?

Логическим поворотом событий двенадцать месяцев назад, на самом деле, должен был стать пересмотр условий контракта, в результате которого он мог быть заключен на более длительный период, и с большей суммой, однако с уменьшением ежегодной зарплаты пилота. Это ровно то, что Ричардс хотел сделать для того, чтобы у команды была возможность увеличить расходы на разработки и развитие. Однако контракт был подписан на один сезон, в результате чего в команду в качестве резервного и тест-пилота пришел Такума Сато, поддерживаемый родной Honda, и было очевидно, что японец должен оказаться под рукой в нужный момент.

Сато, если не говорить о его качествах как пилота, для BAR очень удачный вариант, поскольку он не только добавит интерес зрительской аудитории в Японии, но и принесет команде чистый доход в виде поступлений от спонсоров. Поэтому Ричардс, выбирая между Вильневым, которому надо платить, и Сато, за которого платят, сделал шаг в сторону Японии, одновременнно упрочив взаимоотношения с Honda, который с нынешнего сезона поставляет свои двигатели только для BAR.

По сути, Ричардс предоставил Вильневу шанс и сделал ему и Поллоку предложение, но те сделали ответное предложение, которое по определению не могло устроить Ричардса. И тому просто не осталось выбора кроме как уволить Вильнева. К тому же, компания British American Tobacco, которая всегда поддерживала канадца, на этот раз своей озабоченности происходящим не высказало. И судьба Жака была решена.

Это далеко не первый случай в истории, когда чемпион мира должен бы почувствовать, что команда не готова платить ему столько, сколько он на самом деле стоит. Однако, похоже, история мало чему научила Жака и Крэйга. В противном случае Жак Вильнев вряд ли пошел бы в BAR, повторив ошибку Эмерсона Фиттипальди, который в 70-х годах прошлого века ушел из топ-команды, попытавшись создать свою собственную “конюшню”. В результате он потерял все заработанные в течение карьеры деньги. Вильнев покидает команду (и Формулу-1, возможно) с пятилетним заработком около 60 миллионов долларов, однако он ее покидает.

Формула-1, похоже, теряет великий характер и прекрасного гонщика. Несмотря на то, что всегда были люди, которые полагали, что Вильнева несколько переоценивают, и что ему повезло со временем, когда он попал в Williams, и начал побеждать (или как минимум, не проигрывать) перед тем, как уйти в команду с большими деньгами. Однако мы должны помнить, что когда Жак выезжает на свой квалификационный круг, в атмосфере всегд появляется нечто совершенно особенное…

Или все-таки можно надеяться на продолжение карьеры Вильнева в другой команде. Мягко отодвинув в сторону возможные рокировки типа Монтойя-Вильнев и тому подобные, посмотрим, насколько реально сохранить для Жака шанс остаться в “большом цирке”.

Если уйти от четырех топ-команд, куда в первую очередь обращался Берни Экклстоун и, по его словам, получил отказ, следующим наилучшим вариантом выглядит Jaguar. И, более того, место партнера Марка Уэббера остается вакантным, и вероятность подписания Уилсона вряд ли составляет больше 20 процентов.

Менее уверенно можно сказать о месте в Sauber, где вместе с Джанкарло Физикеллой, очевидно, будет выступать Филипе Масса. Причем швейцарская команда, учитывая недавнюю постройку новой аэродинамической трубы и ожидаемые аналогичные с Ferrari двигатели, может действительно выстрелить в следующем сезоне.

И, наконец, Jordan. Пускаясь в чистые спекуляции, можно поговорить о факте приобретения пакета команды “группой ирландских инвесторов”. Факт инетересен не только тем, что пакет в 40% акций неожиданно оброс еще 9,9%, но и наличием слухов об интересе Крэйна Поллока к Jordan. Нисколько не умаляя достоинств команды, скажем, что это – крайний вариант для Жака, если не считать Minardi.

Сам Вильнев настроен весьма пессимистично, и, кроме возвращения в CART или перехода в NASCAR, ему остается попробовать выиграть “24 часа Ле-Мана”, став единственным в мире обладателям титулов чемпиона CART и Formula-1, победителем гонок Indy-500 и 24 hour Du Man.

И все же, мы подождем…

По материалам СМИ