Гран-при Италии. Все, что мы ждали. Все, что нас ждет

После трех недель без гонок, насыщенными однако самыми, пожалуй, важными тестами в сезоне и большими шинными разборками, Формула-1 возвращается. Что ждет нас на Гран-при Италии, мы не знаем, но еще есть время поразмышлять над тем, что есть в наличии накануне 14-й гонки сезона.

В том, что в Монце «большой цирк» превращается в большой праздник, — заслуга прежде всего огромной армии фанов Ferrari, тиффози. Именно они создаеют неповторимую атмосферу на родине итальянского автоспорта. И этот фактор нужно непременно принимать в расчет, когда мы говорим о Ferrari, как бы кому-то не казалось, что сейчас команда не вполне отвечает высоким запросам своей публики. В конце концов, последние тесты доказывают, насколько далека красная бригада от пораженческих настроений.

Говоря о Монце, мы можем также сказать, что это идеальная точка отсчета для заключительной фазы чемпионата. Это настоящий дворец скорости — и только предельная скорость может помочь победителю. Длинные скоростные прямые в качестве награды быстрейшему позволяют совершать обгоны как слип-стримом, так и на позднем торможении.

И это станет только началом большой битвы. Все три оставшихся трассы отличают разные характеры, и у каждой трассы есть свои любимчики среди команд-участниц. высокоскоростная трасса в Монце; извилистый участок внутри овала, выводящий пилотов на скоростной отрезок знаменитой «кирпичницы»; сложная и технически требовательная Сузука… Более того, погодные условиях на этих трассах могут меняться от нестерпимой жары до весьма прохладной погоды, а то и дождя. На этих трех автодромах и определится победитель сезона 2003 года.

Собственно, позиции в обоих чемпионатах нам прекрасно известно. В двух очках расположились три пилота с разными характерами и стилями вождения, на трех различных болидах. Михаэль Шумахер, Хуан Пабло Монтойя и Кими Райкконен. Небезынтересно, что два из них уйдут в бой на болидах, обутых в резину Michelin, которая в течение сезона предоставила им некоторое преимущество. Если же мы хотим поразмышлять над возможными результатами, нужно иметь в виду, что ни у одного из них не осталось в запасе лишнего вылета, каждый должен стремиться не пропустить вперед другого. О возможном отказе лучше вообще не говорить. Все зависит от сочетания выдержки и опыта, умения правильно оценить весь объем поступающей информации. И, конечно, от таланта, — особенно во время единственного квалификационного круга в субботу.

Четыре пилота, расположившиеся за первой тройкой — это партнеры лидеров по командам и Фернандо Алонсо. Всем четверым есть за что побороться, и у каждого свои задачи, в борьбе за реализацию которых вряд ли они уступят хоть пядь итальянской трассы, тем более что Ральфа Шумахера и Дэвида Култхарда разделяет всего 13 очков, что при нынешней системе начисления вполне сократимо, а Рубенс Бариккелло не только выступает перед своими болельщиками, но и является победителем прошлогоднего Гран-при.

Позади в гордом одиночестве расположился Ярно Трулли, один из двух пилотов, выступающих в родных стенах, а вслед за ним Дженсон Баттон и Марк Уэббер ведут борьбу за «лучшего среди остальных».

Столь же напряженна и борьба в Кубке Конструкторов, где Willims впервые вышли в лидеры сезона. Однако три топ-команды разделяет лишь 14 очков. Учитывая прочное четвертое место Renault, можно предположить и продолжение схватки за пятое место между BAR, Jaguar и Toyota, позади которой в трех очках Jordan и Sauber с постыдными 9 очками, позволившими команде обойти лишь явного аутсайдера — Minardi.

Что касается шин, то скандал, который закатили Ferrari по поводу шин Michelin, не только заставил ФИА поменять процедуру измерения ширины протектора, но и позволил французам предоставить свои партнерам дополнительное преимущество. Вполне понятно, что более узкие покрышки, теперь со всех сторон отвечающие требованиям ФИА, очень неплохо подходят для скоростной Монцы. Другое дело, как они поведут себя в Инди и на Сузуке, однако до этого команды еще побывают на тестах.

Говоря о настройках болидов на эту трассу, нужно принимать во внимание не только скоростные прямые, но и семь поворотов, которые гонщики проходят на скорости не выше третьей. Лишь в шикане Ascari и в опасном Curve Grande болиды проходят на скорости выше третьей. Но не только и не столько шиканы определяют настройку машины, сколько сектора, в которых основная геометрическая линия — это прямая.

Чтобы идти быстро в Монце, команды должны уменьшить прижимную силу настолько, насколько возможно — оставляя ровно столько аэродинамики, сколько необходимо для того, чтобы болид оставался стабилен при торможении и в Curve Grande. И даже если пилот может удержать машину с еще меньшей прижимной силой, покрышки начинают изнашиваться и перегреваться в поворотах.

Вообще, Монца требует специфичных шин, поскольку поверхность трассы требовательная и гладкая. Высокие скорости и высокие температуры быстро разогревают резину, на которую воздействуют также сильные торможения и необходимость атаки на бордюры в шиканах, которые оказывают влияние на боковую часть покрышки, вследствие чего она должна быть выполнена из более жестких компонентов.

В столь же стрессовом режиме проходят гонку моторы, снижая мощность до 70% в условиях высокой температуры. В случае близкого преследования другого болида, охлаждающий поток в радиаторы уменьшается, повышая температуру двигателя. Большие нагрузки испытывает и тормозная система, на которую приходится три серьезных участка на круге. В ходе гонки тормоза могут перегреваться, в результате чего увеличивается износ тормозных дисков, смазка выгорает, отмечаясь в атмосфере черным дымком, и в результате диски разрушаются.

Так что, собрав все эти факты вместе и приплюсовав неизбежные случайные переменные, мы получим некоторое представление о том, что нас ждет на Гран-при Италии.