Макc Мосли пишет боссам команд

Новые правила, предложенные к введению к Чемпионату Мира ФИА Формула Один
Обсуждение наших предложений на встрече 15 февраля и тех мер, которые вступают в силу немедленно, затмили те меры, которые на мой взгляд очень важны, и которые вступят в силу в 2004-06 гг. Новые идеи всегда непросто воспринимать, особенно если вы давно участвуете в Формуле Один. Однако Чемпионат нуждается в долгосрочных перспективах, чтобы решать текущие проблемы. Поэтому данное письмо призвано объяснить наши предложения и услышать ваше мнение.

Две серьезных проблемы
Сейчас в Формуле Один представлены интересы семи крупных производителей, которые располагают значительными техническими и финансовыми ресурсами. Это несет с собой определенный выигрыш, но ставит перед нами две серьезные проблемы. Во-первых, команда, за которой не стоит автогигант, испытывает проблемы с недостаточным количеством денег и технологий, особенно на фоне экономического спада. Во-вторых, нет никакой гарантии того, что один или несколько автопроизводителей не прекратят свое участие. И хотя Феррари участвует в Чемпионате с самого начала, а Тойота появилась в Формуле Один впервые, остальные пять марок (БМВ, Форд, Хонда, Мерседес и Рено) имеют на своем счету большой список уходов и возвращений. В этом нет ничего плохого, для них Формула-1 – не основной бизнес, а просто одно из направлений маркетинга и способов развития приемлемых технологий. Поэтому, планируя будущее нашего спорта, мы должны понимать, что в любой момент число автогигантов, участвующих в гонках, может как сократиться до одного-двух, так и увеличиться до восьми-девяти.

Независимые команды
Если мы стремимся к стабильному чемпионату, то должны обеспечить независимым командам такие условия, при которых они могут существовать вне зависимости от наличия или отсутствия автопроизводителей. Для независимой команды Чемпионат Формулы Один – основной бизнес. В отличие от автопромышленников, такая команда не может покинуть гонки, потому что это будет означать закрытие бизнеса. Поэтому мы должны гарантировать долгосрочную перспективу и стабильность Формулы Один, создав солидную группу независимых команд, чье существование не зависит от крупных производителей. На последних мы не можем полагаться, хотя их присутствие всячески приветствуется. Но они могут приходить и уходить – так было и так будет, тем более что они несут ответственность перед акционерами, а не перед автоспортом.

Необходимость принятия решений
15 января я озвучил ряд шагов, которые будут предприняты ФИА, чтобы повысить эффективность действующего регламента. В том числе шла речь о значительном числе предложений на период 2004-2006 гг. Если мы будем вводить новые правила, это нужно сделать не позже 31 октября 2003 г. Еще лучше было бы, если весь пакет предложений, включающий в себя меры, которые могут быть отложены до октября 2005 г., был вынесен на обсуждение и поставлен на голосование как можно раньше. Я пишу это письмо, чтобы еще раз подчеркнуть важность этих предложений, в надежде на то, что это прогресс в этом отношении может быть достигнут быстрее.

Стоимость разработки прогресса против стоимости участия в гонке
Производитель тратит сотни миллионов долларов на проектирование и разработку новой машины и вывод ее на сборочный конвейер. В результате получается автомобиль, который относительно недорого воспроизводить на конвейере, и стоимость которого не идет ни в какое сравнение со стоимостью разработки. Точно так же нам нужно разделить стоимость исследований и разработки в Формуле Один от стоимости участия в гонках. Никто не может контролировать стоимость проектирования и разработки шасси или двигателя – все зависит от команды или заинтересованного производителя. Но мы можем контролировать стоимость участия в гонках, когда работа над машиной уже завершена.

Почему стоимость участия в гонках – ключевой вопрос
Если стоимость участия в гонках будет низкой, мы получим полную стартовую решеткую и здоровую Формулу Один. Если стоимость участия в гонках будет значительно ниже стоимости дизайна и разработки машины, то не будет проблем с тем, что в чемпионате останется один или два поставщика болидов. Их машины и двигатели могут быть воспроизведены по минимальной цене, поэтому количество участников будет достаточным. Также не будет проблем, если участие примут семь и больше производителей, поскольку независимые команды все равно смогут купить оборудование по минимальной стоимости. Производители будут заинтересованы в увеличении количества команд и будут помогать им, чтобы увеличить свое присутствие на трассе.

Сокращение стоимости участия в гонках
Итак, как это сделать? Различными вариантами могут быть:
1. устранение ненужного и сложного оборудования и процедур во время гонок.
2. требование применения долговечных двигателей и других компонентов.
3. разрешение командам использования компонентов (или шасси целиком), спроектированных или построенных другими командами или поставщиками.

Двигатели в качестве примера
В качестве примера возьмем двигатели, пожалуй, самую большую проблему независимых команд в сезоне 2003 г. Сейчас поставка моторов на один сезон стоит около 20 миллионов долларов, в следующем году эта цифра должна уменьшится вдвое, потому что команда будет использовать один мотор за весь уик-энд, вместо двух-трех, что используются сейчас. Ресурс мотора увеличится, поэтому и затраты на тестах упадут вдвое. К 2006 году стоимость поставки моторов должна упасть до 1.6 миллиона долларов, потому что один мотор будет рассчитан на шесть гонок. Через три года мы можем уйти от абсурдной цифры в 20 миллионов к реальной сумме в 1.6 миллиона. Конечно, 100 тысяч долларов на гонку, это много, но все же такую сумму найти легче. Мотор нужно будет реже менять, соответственно команда может сократить число персонала, который путешествует с гонки на гонку.

Иллюстрация
Легко заметить, насколько подобное разделение бюджетов будет полезно для Формулы Один в целом, и для команд в частности. В 2006 автопроизводитель, снабжая шесть команд чемпионата, будет тратить на это не больше средств, чем в 2003-м на одну команду. Цена прогресса останется прежней, но приходя в Формулу Один, производитель знает, сколько стоит разработка машины. Главное – гонки станут дешевле, потому что ресурс двигателя значительно увеличится.

Один двигатель на шесть гонок
Конечно, первая реакция на это предложение со стороны болельщиков может быть отрицательной, некоторые энтузиасты говорят, что это будет уже не Формула Один. Но мы можем рассчитывать на появление мотора, способного проехать дистанцию шести этапов с мощностью более 700 лошадиных сил и 16000 оборотами в минуту, а это больше, чем у самого лучшего мотора чемпионата, образца 1996 года. Помните, когда мы снизили объем с 3.5 литров до 3-х после аварий 1994 года, многие специалисты утверждали, что мощность мотора в этом случае не превысит 600 сил. Уверен, несмотря на 90%-ю разницу в стоимости, никто на трибунах и у экранов телевизора не заметит разницы. Единственная проблема, которая может возникнуть в этом случае, – система штрафов за преждевременную замену мотора, которая будет гарантировать отсутствие у команд интереса к подобным мерам, не снижая мотивации гонщиков.

Технический вызов
Никто не смог доказать, что затраты на разработку и производство двигателя с большим ресурсом будет более, чем на незначительную сумму, больше, чем сейчас, когда используется два мотора за один уик-энд. Технический вызов останется, да и больше будет соответствовать профилю автопроизводителя, больше не нужно делать двух разных моторов – одного с ресурсом в 50 километров для квалификации и второго, с ресурсом в 400 километров для гонки.

Другие узлы с большим ресурсом
Эти же аргументы применимы и к другим узлам машины. Увеличение ресурса коробки передач, подвески, элементов шасси приведет к такому же эффекту. Разработчик, будь то команда или автопроизводитель, будут тратить те же деньги на разработку, но сэкономят на заменах оборудования после каждой гонки. Это не только позволит сократить бюджет команд, но и будет стимулировать продажу узлов частным командам, которые, таким образом, не будут вынуждены тратить большие средства на разработку. От этого выиграют все команды, и большие, и маленькие.

Узлы машины станут безопаснее
Если узел машины рассчитан на одну гонку, то есть вероятность его отказа на финише. Компоненты с ресурсом в шесть гонок будут иметь шанс поломаться два раза в сезон, а не 16-17, как сейчас.

Список разрешенных материалов
Добавьте к этому список запрещенных материалов и вы еще больше сократите расходы. Если мы обяжем всех пользоваться недорогими материалами из согласованного списка (там будет все необходимое для работы при больших температурах и обеспечения высокого ресурса), то стоимость узлов и компонентов машины сильно сократится. Это не уменьшит стоимость разработки, даже наоборот, но это уменьшит цену готового изделия, сократив таким образом стоимость дальнейшего прогресса.

Снова о техническом вызове
Технический вызов, при сокращении списка разрешенных материалов, будет больше, чем сейчас, когда богатые команды просто покупают дорогие экзотические материалы в космических лабораториях. Вызов был бы похож на тот, что возникает при разработке дорожных машин, где технические проблемы должны быть решены без использования дорогих материалов, прежде чем машина отправится на конвейер. В этом случае автопроизводители не могут использовать заказные сплавы или иную экзотику, иначе машина будет стоить слишком дорого.

Разделение затрат
Комбинация моторов и других компонентов с большим ресурсом, недорогих материалов и права продать свои разработки другой команде сильно уменьшит затраты и позволит отделить стоимость участия от цены прогресса. Команды, которые не могут тратить деньги на разработку, не будут этого делать. Им больше не придется бороться за выживание. Но это не помешает прогрессу независимых команд, если одна из них захочет разрабатывать собственные узлы, или модернизировать существующие. Дорога к вершине Формулы Один будет открыта для всех.

Долгосрочная стабильность
Если эти меры будут приняты, Формула Один останется на высоком уровне, в чемпионате будут участвовать 10-12 команд, не зависящих от политики автопроизводителей. Предложенная система будет работать в любом случае, если в чемпионате останется один-два автопроизводителя, или у каждой команды будет такая поддержка.

Конкурентоспособные моторы для всех команд
Частным командам больше не придется использовать прошлогодние моторы. В течение ближайших трех лет это просто невозможно, вы не можете использовать мотор, образца 2003 года в 2004-м потому, что его ресурс не рассчитан на весь уик-энд. Подобный принцип будет действовать в 2005 и 2006 году, а потом число моторов, необходимых для проведения сезон будет настолько мало, что никаких проблем у изготовителя с поставкой двум-трем командам не будет. Это же касается шасси и прочих конструктивов.

Конкурентоспособные частные команды
Таким образом у независимых частных команд будут точно такие же мотор и шасси, как у лидеров. В результате независимая команда, за которую выступает выдающийся гонщик, будет конкурентоспособной и даже время от времени бороться за победу. Вместе с сокращением затрат такие команды получат стабильность и материальное благополучие.

Резюме: Полностью жизнеспособное пространство
Мы считаем, что перечисленные предложения – единственный способ поддержания жизнеспособности чемпионата, который не будет зависеть от количества богатых и технически продвинутых команд. Если крупные автопроизводители считают возможным вкладывать в чемпионат большие средства, работать над высокотехнологичными моторами и шасси, то единственный способ избежать ухода небольших команд – разработать правила, которые сделают целесообразным для любого автопроизводителя сотрудничество с несколькими командами по приемлемым ценам.

Другие предложения
Предложения, опубликованные 15 января, включали в себя стандартное заднее антикрыло и единую систему торможения в сезоне 2004 года. По этим вопросов споров не было, поэтому мы полагаем, что они поняты и одобрены командами. Однако, по очевидным причинам, необходимо обсудить и проголосовать ввод этих предложений как можно скорее.

Заключение
Я надеюсь, что это письмо начнет конструктивный диалог о ближайшем и отдаленном будущем “Формулы-1”. Было бы полезно в ближайшее время собраться и обсудить вышесказанное.

Я жду ваших комментариев.

Президент FIA: Макс Мосли