Home / skom / Дарлингтон: слишком дикий, чтобы приручить

Дарлингтон: слишком дикий, чтобы приручить

Глава «Darlington: Too Tough to Tame» (Дарлингтон: слишком дикий, чтобы приручить/Слишком трудный/жёсткий, чтобы покорить) из книги «Famous Tracks», автор Al Pearce, Chelsea House Publishers, Philadelphia.

Автомобильные гонки сток-каров главной гоночной лиги существовали только один год, когда Гарольд Брэсингтон (Harold Brasington) начал строительство спидвея, который должен был изменить лицо этого спорта. В 1949 году, на второй год своего существования, НАСКАР организовал проведение 8 гонок своего нового и стремительно развивающегося класса «Strictly Stock Division» (строго серийные автомобили). Гонки проводились на шорт-треках с грунтовым (dirt) или плотноутрамбованным, «глиняным» покрытием (clay), и дистанция их была от 100 до 200 кругов. Легальные уличные автомобили семейства седанов в этой новой серии на этих треках редко когда показывали скорости выше 100 миль/час.



Гарольд Брэсингтон был бывшим гонщиком из Дарлингтона, маленького городка фермеров, расположенного на северо-востоке штата Южная Каролина в США. Он хотел иметь в своём распоряжении спидвей, который бы принёс славу Дарлингтону, аналогично тому, как это сделал «Индианаполис Мотор Спидвей» для Индианаполиса в штате Индиана. Он посетил гонки ИНДИ-500 и был поражён массивным, четырёхсторонним, 2.5-мильным сооружением, ведь Indianapolis Motor Speedway был самым большим спортивным сооружением в мире. Брэсингтон был также впечатлён количеством болельщиков автоспорта, которые посещали ИНДИ-500, и суммами денег, которые они приносили владельцам. Он хотел привлечь подобный сбор финансов и болельщиков и в свой город. Но вместо гонок оупенвилс «чампкаров», которые были так популярны на Среднем Западе, он решил организовать 500-мильную гонку для сток-каров.

Многие люди подумали, что Брэсингтон сошёл с ума, когда нанятые им рабочие начали разрывать землю в начале 1950 года. По плану он хотел быть готовым к проведению гонки в «День Труда» (Labor Day), в первый понедельник сентября. Он и несколько его друзей использовали свою технику для земляных работ для очистки и формирования площади в 70 акров для будущего трека на сельскохозяйственных угодьях между Дарлингтоном и близлежащим городком Хэртшвилл (Hartsville). Это был простой процесс: Брэсингтон спроектировал будущий трек «Darlington Raceway» на бумажных салфетках местного кафе. Он сделал набросок 1.25-мильного спидвея с широкими, быстрыми поворотами со средним бэнкингом. Гарольд Брэсингтон хотел, чтобы его сооружение было пригодным как для гонок чампкаров, так и для сток-каров. Photo by © www.FireballRoberts.com

Всё шло прекрасно, пока он не столкнулся с неожиданной проблемой. Шерман Рэмси, фермер, который продал Брэсингтону землю, выращивал рыбу в маленьком озере поблизости от места строительства. Если бы Брэсингтон сделал западную часть трека аналогичную по форме к восточной части, рыбное хозяйство Рэмси было бы разрушено. Впечатлённый просьбой фермера, Брэсингтон возвратился к своим «чертежам» и перерисовал западную часть своего спидвея. Он сделал эту часть более острой, крутой, короткой и высокопрофилированной, таким образом, озеру ничего не угрожало. Вот почему Дарлингтон имеет такую уникальную форму, напоминающую форму куриного яйца. Повороты 1-2 в восточной части трека широкие, быстрые и среднепрофилированные, а Повороты 3-4 в западной части узкие, сжатые и высокопрофилированные. Но в наше время, после модификации трека, профилированость поворотов сравнялась, и сейчас составляет 23-25 градусов, но все остальные параметры остались прежними.

«Разница в поворотах – причина того, что Дарлингтон был всегда таким трудным», говорит Рикки Радд, победитель весенней гонки в Дарлингтоне в 1991 году. «Подавляющее большинство спидвеев приблизительно аналогичны по форме своих частей. Если ваш автомобиль управляется хорошо в одном конце трека, то есть большая вероятность того, что он будет хорошо управляем и на другом конце трека. Но в Дарлингтоне абсолютно всё по-другому. Вы можете хорошо ехать в одном конце и очень плохо в другом, так как эти части сильно различаются. Вторая проблема в том, что у вас нет времени на расслабление. Дарлингтон настолько разный в своих частях, и настолько компактный, так что даже нет места для ошибки. Иногда кажется, что стены подпрыгивают и хватают тебя. Без всяких вопросов, Дарлингтон – это самое жёсткое и трудное место, где мы гоняемся. Он был построен приблизительно 50 лет назад для машин, которые развивали скорость от 75 до 85 миль/час. Теперь же мы гоняемся на скоростях, вдвое больших».


Спидвей в Дарлингтоне 1950 года. (Photo by Courtesy of the Darlington County Historical Commission).

Трек имел 9000 мест для сидения, когда он открылся в сентябре 1950 года. Гонка «The Southern 500» была первая гонка сток-каров на треке с покрытием, и первая гонка сток-каров дистанцией в 500 миль. Благодаря содействию и организационной помощи от президента и основателя НАСКАР Билла Франса старшего исторический этап привлёк внимание 80 команд. Гарольд Брэсингтон вынужден был ограничить стартовое поле 75-ью машинами, рекордному стартовому полю гонки НАСКАР на то время. Он постановил сделать старт в три шеренги (ряда) (three-wide) из 25 рядов, отдавая дань знаменитому старту в три ряда гонки ИНДИ-500. Билл Франс беспокоился о количестве автомобилей и протяжённости дистанции гонки. Он не думал, что большинство серийных автомобилей могут преодолеть 500 миль в жаркий и влажный полдень сентябрьского понедельника. Он также беспокоился о том, что болельщики могут быть разочарованы гонкой, и прекратить посещать гонки, если эта 500-мильная гонка окажется не зрелищной.

Джуни Донлэви (Junie Donlavey) из Ричмонда, штат Виржиния, был хозяином маленькой, малобюджетной гоночной команды в 1950 году. Он был поражён тем, что кто-то построил покрытый, высокопрофилированный 1.25-мильный спидвей в маленьком городе Южной Каролины. Он и несколько его друзей решили принять участие в первой гонке «Southern 500». «Никто не слышал ничего подобного тому, что может быть 500-мильная гонка для сток-каров», сказал Донлэви год спустя. «Я думаю, что мы даже не могли представить себе что-то, подобное этому. До того времени каждая большая гонка проводилась на грунтовых шорт-треках. Когда они объявили о проведении 500-мильной гонки в уик-энд «Дня Труда», мы начали готовиться к ней. Так как никто ранее там не гонялся вообще, мы полагали, что наши шансы такие же хорошие, как и у всех. Но также очень большая вещь просто принимать участие в таком мероприятии, быть его частью. Вы даже себе не можете представить, что значило для команд гонок сток-каров Юга иметь 500-мильную гонку».

Действительно, на то время первая гонка «Southern 500» была самым значительным этапом НАСКАР. Она даже создала справедливый и большой интерес к ней по всей Америке, которая начала принимать НАСКАР всерьёз во внимание. Гарольд Брэсингтон объявил о рекордной сумме призовых в 25000 USD и запланировал 15 дней для практик и квалификации. Куртис Тёрнер (Curtis Turner) проехал круг со средней скоростью 82.034 миль/час и завоевал поул, на инсайде первого ряда. Хотя он выиграл поул, он не был быстрейшим в квалификации. Уолли Кэмпбелл (Wally Campbell) принял на себя эту честь, показав скорость 82.400 миль/час. Но Кэмпбелл стартовал только с 60-той позиции, так как он начал квалифицироваться несколько дней спустя после начала гонок на время. Он даже стартовал позади Джонни Мантца (Johnny Mantz), чья скорость в 73.460 миль/час была самой низкой среди 75 машин на старте гонки.



Болельщики начали прибывать на северо-восток Южной Каролины за несколько дней до гонки. И это было не рано, так как каждый мотель и отель в радиусе 50 миль от Дарлингтона был заполнен. Когда более 6000 вновь прибывших фанов остались без мест для ночлега, руководящие лица спидвея решили открыть инфилд спидвея. Много болельщиков провели ночи субботы и воскресенья, ночуя в палатках или в своих машинах. Больше 25000 болельщиков наблюдали за гонкой, на тот момент это был самый высокий показатель посещения этапа НАСКАР. Гобер Сосби (Gober Sosebee), Куртис Тёрнер (Curtis Turner) и Коттон Оуэнс (Cotton Owens) попеременно боролись за лидерство на протяжении первых 49 кругов. Джонни Мантц (Johnny Mantz) вышел в лидеры на 50-ом круге, и оставался во главе 500-мильной гонки на оставшиеся круги из 400 гоночных кругов. Он финишировал впереди Фаэболла Робертса (Fireball Roberts), опередив его на 9 кругов, и заработал более 10000 USD призовых. Джонни Мантц использовал уникальную тактику. Он ожидал, что большинство из его конкурентов будут ехать со старта «на всех парах», с целью поразить болельщиков и медиа-работников. Он не думал, что это будет работать на протяжении долгого времени. Автомобили той эры не были способны проехать 500 миль на больших скоростях. Так что Мантц выбрал более медленный, безопасный и консервативный стиль езды. Вместо того, чтобы перегонять каждого, он надеялся «пережить» их на трассе, что он и сделал. Также он знал, что износ шин будет очень важен. Он выбрал тип шин с качеством для грузовиков (truck-quality tires), которые были жёстче и более износостойкие, чем обычные «уличные» шины. И в довершение всего, его победный автомобиль Плимут (Plymouth) был меньше и легче, чем Олдсмобилы (Oldsmobile), Кадиллаки (Cadillacs), Меркуры (Mercurys) и Линкольны (Lincolns) стартового поля. Он особо не имел проблем с шинами, и проехал 500 миль за 6 часов и 38 минут.

Эта первая гонка «Southern 500» доказала, что приготовленный надлежащим образом, серийный легальный уличный автомобиль семейства седанов может проехать гонку в 500 миль. Год спустя уже более 40000 фанов наблюдали за борьбой 82 автомобилей во второй гонке Southern 500. Потребовалось всего лишь несколько лет проведения гонки в «День Труда» в Дарлингтоне, чтобы этот этап стал самым важным в календаре НАСКАР. Это была единственная 500-мильная гонка сток-каров до тех пор, пока в 1958 году 1-мильный трек в Трентоне, штат Нью Джерси, не принял вторую 500-мильную гонку. Дарлингтон был местом проведения единственной 500-мильной гонки на Юге США до тех пор, пока в 1959 году в Дайтоне не была проведена главная гонка НАСКАР и по сегодняшний день – знаменитая Дайтона-500. Спидвей незначительно реконструировался, и в 1953 году его длина составляла 1.375 миль. Снова он был реконструирован в 1970 году, и его длина составила 1.366 миль. Гарольд Брэсингтон в 1960 году добавил проведение весенней гонки, и трек принимал две гонки чемпионата НАСКАР до 2005 года.



Darlington Raceway – один из немногих треков НАСКАР с легко идентифицируемым прозвищем. В течении многих лет, из-за своего чёрного асфальта, его называют «The Lady in Black» (Леди в чёрном). Но другое прозвище, которое кажется больше соответствующим, появилось десятилетие назад. Четыре слова описывают всё: «Too Tough To Tame» – «Слишком трудный/жёсткий, чтобы покорить», но вариант «Слишком дикий, чтобы приручить» гораздо лучше соответствует этому треку.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Darlington Stripe (Полоса-шрам Дарлингтона)
Два из первых правил поведения на каждом спидвее довольно очевидны: держитесь подальше от стены, и не ломайте свой гоночный автомобиль. Однако на протяжении многих лет одно из первых правил было абсолютно другое в гонках на Darlington Raceway: опирайтесь мягко на стену и используйте это для вашего преимущества.

В середине 1950-ых годов некоторые гонщики НАСКАР заметили, что самая быстрая гоночная траектория вдоль яйцевидного овала проходит по внешней стороне трека, на аутсайде, в пределах 12-18 дюймах от стены. Позже, благодаря ошибкам, они поняли, что даже могут ехать ещё быстрее, опираясь правым задним крылом на стальные защитные рельсы в Поворотах 3 и 4 (современные повороты 1-2). Этот слабый контакт со стеной помогал гонщикам получить «толчок» для лучшего выхода из Поворота 4 (современный поворот 2), используя стальные рельсы как катапульту для рывка на выход к передней прямой. Это было похоже на прыжок тигра (одно из значений термина Darlington stripe) Вскоре следование по «полосе Дарлингтона» (Darlington stripe) стало самой популярной траекторией для быстрого прохождения трека. Вероятно, вы бы не шли так быстро, если бы не имели «шрам»-царапины на правой стороне вашей машины. Царапины на правой стороне автомобиля – ещё одно значение термина «Darlington stripe». Также идеальная быстрая траектория проходила вплотную к стене и в Поворотах 1-2 (современные повороты 3-4) в некоторых местах.

«Мы фактически строили наши машины с более крепкой частью в правой задней стороне, так как мы знали, что должно было происходить в гонке», говорит владелец команды Джуни Донлэви (Junie Donlavey), который выставил машину для первой гонки Southern 500 в Дарлингтоне в сентябре 1950 года. «Действительно классные гонщики знали, как правильно приложиться к стене с необходимым усилием. Если они прикладывались слишком жёстко, они затормаживали машину и теряли время. Если они прикладывались недостаточно жёстко, они не могли быть достаточно быстрыми. Была прекрасная граница между быстрой ездой и крашем. Возможность получить так называемый толчок «Darlington stripe» – это то, что отделяло действительно классных гонщиков от любых других».




Гонки в Дарлингтоне: исторические и современные

Спидвей в Дарлингтоне имел только одну сторону, ограниченную высоким стальным защитным ограждением, а в начале 1970-ых годов была также ограничена вторая сторона трека в бэнкингах. Когда в конце 1980-ых на смену подобным ограждениям пришли бетонные стены, а ещё позже современные «Safier Barriers» из прочных упругих пенопласто-полимерных материалов, скреплённых стальными трубками, это ознаменовало конец эры «Darlington stripe». Однако в наше время термин «Darlington stripe» продолжает существовать, и означает полосы-царапины на правом крыле гоночного автомобиля.

Возможен, конечно, вариант, что это сродни «охотничьим рассказам» — нельзя получить дополнительный импульс под таким углом касания и увеличить скорость. Скорее всего, гонщики просто опирались на стальной рельс, и практически не сбрасывали скорость. Если рассмотреть: Центростремительная сила (и центоробежная) F=m*v^2/r. Для центростремительной предельное значение F=f*m*g, где f — коэффициент трения (сцепления) шин с асфальтом, то есть существует максимальная скорость входа в поворот определённого радиуса, при котором остаёшся на траектории и не уходишь в занос. Тогда гонщики, входившие в поворот на скорости больше предельно допустимой, грубо говоря, лишались центростремительной силы и ехали по касательной по инерции под действием центробежной, далее гасили её об рельсы, и затем снова разгонялись. Выходило, что для старого Дарлингтона в этом месте трассы такой стиль был быстрее, чем стандартный при входе в поворот с максимально допустимой (или же меньшей скоростью). Но если скорость была слишком высока, то при ударе суммарные потери в скорости выходили больше.

2. Асфальт в Дарлингтоне уже давно не чёрного оттенка, таким образом, «Леди в Чёрном» уже стала частью истории. Но к гонке этого года уже полностью в который раз переложили асфальтовое покрытие. На весенних тестах гонщики показывали скорость за 200 миль/час перед поворотом № 3, и отмечали, что покрытие трека стало более гладким, Дарлингтон стал более «мягким». Если с самого начала асфальт был крупнозернистым и напоминал, по словам Рикки Кравена, наждачную бумагу с шлифзерном размера 36, то теперь асфальт стал мелкозернистым, как наждачная бумага с размером шлифзерна 120. Но это не значит, что и термин «Too Tough to Tame» уйдёт в историю. Ведь конфигурация трека осталась прежней, а выигрыш в лёгкости управления за счёт гладкости нового покрытия нивелируется возросшими скоростями. Впрочем, только гонки это покажут.

3. В 2005 году под давлением корпорации «Speedway Motorsports Inc.», которая является соперником «International Speedway Corporation» и активно продвигает проведение этапов НАСКАР на треках, входящих в её состав, Дарлингтон потерял право проведения второй гонки, и теперь принимает только одну гонку. Очень жаль, что исчезают этапы на таких исторических треках, и они заменяются этапами на однотипных полуторомильных «cookie-cutter» треках.

4. В 1999 году был зафиксирован самый плотный финиш в истории автоспорта с разницей в 0.002 секунды, когда Терри Лабонте в гонке «Aaron’s 312» чемпионата NASCAR Busch Series опередил Джо Немечека. И только позже этот результат повторили в главных гоночных сериях автоспорта. Сначала в 2002 году на «Chicagoland Speedway» в гонке IRL IndyCar Series был зафиксирован рекордный финиш с разницей 0.0024 секунды между Сэмом Хорнишем мл. и Элом Анзером мл. А затем в гонке Кубка НАСКАР в Дарлингтоне «2003 Carolina Dodge Dealers 400» 0.002 секунды разделили на финише Рикки Кравена и Курта Буша. С точки зрения измерения физических величин эти два результата одинаковы, но результат в Чикаго более точный, а в Дарлингтоне — менее точный. В 2007 году, на этапе младшей серии ИндиКара Indy Pro победителя гонки на «Chicagoland Speedway» Логана Гомеза и пришедшего вторым Алекса Ллойда разделили 0.0005 секунд.


5. Гонки ЧампКара также проводились на спидвее в Дарлингтоне. Первая гонка была проведена 10 декабря 1950 года. Победителем её стал Джонни Парсонс. Гонки здесь проводились на протяжении 1950-1952 годов, в 1954 и в 1956 годах.

Материал подготовил skom

Check Also

Призовые!

Почему в некоторых случаях гонщик, финишировавший ниже другого, получает в качестве призовых большую сумму? Многие …

2 комментария

  1. ага, интересно было почитать! спасибо!

  2. Отличная работа, skom! 🙂
    Спасибо большое 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 7 =