Home / skom / Round 30. The UAW-Ford 500 @ Talladega. Превью от skom’a

Round 30. The UAW-Ford 500 @ Talladega. Превью от skom’a

В воскресенье вечером, 7 октября, пройдёт 30-ая гонка из 36-ти гонок сезона NASCAR Nextel Cup Series 2007 года на, не побоюсь этого слова, грандиозном сооружении, знаменитом 2.66-мильном суперспидвее «Talladega Superspeedway» в Талладеге, штат Алабама юго-востока США. Официальное название гонки – «The UAW-Ford 500». Это будет также четвёртая из десяти финальных гонок Чейза («Погоня за Кубком», «Погоня за Чемпионским титулом»). Титул чемпиона NASCAR Nextel Cup Series будет разыгран по результатам последних 10 гонок сезона «Chase for the Nextel Cup». Право побороться за титул в плей-офф получают гонщики, идущие после 26-ой гонки в зачёте чемпионата на 1-12 местах. Перед началом Чейза их результаты нивелируются, и каждому из этих 12 гонщиков начисляют по 5000 очков + дополнительные 10 очков за каждую одержанную победу по ходу сезона. Напряжённая, интригующая и сумбурная, одна из самых долгих гонок в истории НАСКАР протяжённостью 7 часов, поставившая несколько вопросов руководству НАСКАР, третья гонка Чейза в Канзасе принесла первую победу в Кубке НАСКАР в этом сезоне Грэгу Биффлу. Он стал в этом сезоне шестым гонщиком среди одержавших свою первую победу в Кубке, после Кейси Мирза, Мартина Трюэкса мл., Хуана Монтойи, Джэмми МакМюррея и Клинта Бойера. Джимми Джонсон же после этой гонки вновь стал лидером в чемпионате, а Джефф Гордон, который был лидером с большим преимуществом перед началом Чейза по классической схеме, стал вторым после введения системы зачёта Чейза, затем вновь заслуженно возглавлял турнирную таблицу, опять занимает второе место в зачёте. Уже после трёх гонок Чейза стало ясно, что Клинт Бойер – «человек-сенсация» этого сезона, а главный неудачник — Дэнни Хэмлин. ТОП-3 сейчас идёт с сравнительно большим отрывом от остальной части ТОП-12, и в то же время разрывы в ней самой минимальны. Но в эти выходные, наверное, стоит немного отвлечься от Чейза, подсчёта очков и шансов гонщиков на титул, и просто наблюдать за одной из самых красивых и напряжённых гонок Кубка НАСКАР на супер-треке. Текущее положение в чемпионате выглядит следующим образом (в скобках указано количество пунктов и позиция гонщика по классической схеме):

    1. Джимми Джонсон – 5506 пунктов (3885/3)
    2. Джефф Гордон – 5500 (4309/1)
    3. Клинт Бойер – 5492 (3671/7)
    4. Тони Стюарт – 5389 (3896/2)
    5. Кевин Харвик – 5380 (3525/10)
    6. Кайл Буш – 5370 (3662/8)
    7. Карл Эдвардс – 5364 (3716/5)
    8. Мартин Трюэкс мл. – 5348 (3498/11)
    9. Курт Буш – 5329 (3469/12)
    10. Джефф Бартон – 5320 (3638/9)
    11. Мэтт Кенсет – 5287 (3707/6)
    12. Дэнни Хэмлин – 5258 (3738/4)

    13. Дейл Эрнхардт мл. – (3373/13)

Эта гонка станет также второй гонкой сезона NASCAR Nextel Cup Series на этом треке. Следует отметить также, что это будет дебютная гонка автомобиля «CAR of Tomorrow» НАСКАР на суперспидвее и вообще треках длиной более 1.33 мили. Первая гонка сезона-2007 «Aaron’s 499» прошла здесь 29 апреля 2007 года, и её победителем стал Джефф Гордон на автомобиле # 24 Chevrolet Monte Carlo SS. Благодаря этой 78-ой победе в карьере, он опередил Дейла Эрнхардта по числу побед (теперь он занимает 6-ое место в списке гонщиков-победителей за всё время), и этого ему не простила часть болельщиков – рэднэки забросали его машину с трибун разными предметами вроде пивных банок и туалетной бумаги. Вторая же осенняя Талладега сезона-2006 запомнилась неоднозначной первой победой Брайана Викерса, который выступал за команду Рика Хендрика, и после столкновения в драфте с напарником Джимми Джонсоном на последнем круге гонки, повлёкшим и вылет лидировавшего Дейла Эрхнардта мл., приехал на финиш первым.

По классификации НАСКАР трек относится к высокопрофилированным трекам (бэнкинг > 23 градуса).

Талладега – самый длинный трек для гонок НАСКАРа и в мире. Самые длинные треки/трассы НАСКАР (исторические и современные) – это Talladega Superspeedway (2.66 мили/4281 м) – самый длинный овальный трек в мире, Daytona International Speedway, Pocono Raceway, Indianapolis Motor Speedway (все по 2.5 мили/4023 м), роудкорс Elkhart Lake, бич-корс Daytona Beach (по 4 мили/6437 м).

Талладега, как и Бристоль, и ещё несколько треков – один из «истинных» треков для гонок сток-каров под эгидой НАСКАРа. Ведущие оупенвилс-серии Америки гонок здесь не проводили.

Треки-суперспидвеи Дайтона (Daytona International Speedway) и Талладега (Talladega Superspeedway) также называются рестрикторными треками (restrictor plate tracks), благодаря наличию рестрикторных пластин на карбюраторах для ограничения поступления в цилиндры мотора воздушно-топливной смеси. Также они характеризуются тем, что гонщики не используют тормозную систему на всей длине круга.

Талладеге принадлежит рекорд «самого быстрого трека» НАСКАР. В 1987 году Билл Эллиот проехал квалификационный круг со средней скоростью 212.809 миль/час. Благодаря наличию на этих трассах длинных прямых, большого бэнкинга, не использованию тормозной системы, скорости на этих треках большие. Однако, введение рестрикторных пластин на следующий, 1988-ой год, снизило скорости. Безопасность гонок сыграла главную роль. Участились аварии в Дайтоне и Талладеге, и самое главное – участились аирборны (взлёты автомобилей в воздух). Так, например, в Талладеге 1987 года в гонке «The Winston-500» у Бобби Аллисона взорвалась покрышка, и машина взлетела на воздух, пробив при этом сетчатое ограждение трибун. Сначала НАСКАР хотел использовать меньшие карбюраторы, но потом ввёл рестрикторы. В 2004 году Расти Уоллас тестировал максимальную скорость в Дайтоне, и машина разогналась до 228 миль/час в конце прямой.

Залог победы в Талладеге – мощный мотор и аэродинамический фактор — умение ездить в драфте. Здесь часто можно увидеть плотную группу машин, идущих в три, четыре, а иногда и в пять рядов по треку, частые смены лидера в течение одного круга. Приёмы бамп-драфтинга, аэролузы также могут сослужить хорошую службу на пути к победе. Но стоит кому-то из гонщиков ошибиться, и неминуем «биг-уан» (big one, большой завал из десятка машин).

Взгляд в прошлое

Штаты юго-востока США Виргиния, Северная и Южная Каролина, Флорида, Алабама, Джорджия, Теннеси – родина гонок сток-каров НАСКАР. Именно в этих штатах гордые южане-дикси предпочитали гонки на сток-карах на шорт-треках и бич-корсах, в то время как жители северных штатов США янки тяготели больше к гонкам на автомобилях с открытыми колёсами (оупенвилс), спринт-карах и миджетах.

Но не так всё просто было на начальном периоде развития НАСКАР, как это может показаться с позиции сегодняшнего дня. Тогда ещё не было никакой бизнес-империи НАСКАР, и созидательная деятельность Билла Франса старшего и его соратников по созданию автоспортивной индустрии гонок сток-каров по подобию гонок оупенвилс в США встречала ожесточённое сопротивление со стороны в первую очередь церковных организаций и примкнувших к ним политиков, сенаторов и администрации городов. Эти войны даже получили название «Racing vs. Religion». Основными аргументами противников гонок были проведение гонок в праздничные для церкви воскресные дни, травматизм и смертность участников и зрителей, увеличение потребление алкоголя и наркотиков в дни гонок, подрыв моральных устоев общества и в первую очередь молодёжи. Также противники гонок были озабочены постройками новых спидвеев большей протяжённости с крутыми бэнкингами, и, следовательно, менее безопасных. Следует отметить, что против шорт-треков в плане безопасности у них особых возражений не было. Апогеем этой «войны» стала история Occoneechee/Orange Speedway, благодаря которой и был построен суперспидвей в Талладеге.

В сентябре 1947 года, когда ещё не было самого НАСКАРа, Дарлингтона, Дайтоны, Билл Франс анонсирует постройку нового 1-мильного трека около городка Hillsboro, штат Северная Каролина. Этот новый трек стал третьим 1-мильным треком на восточном побережье США, после трека в Атланте, Джорджия, и Лэнгхорне, Пенсильвания. Спидвей стали называть Occoneechee или Orange Speedway, и первая гонка прошла в 1948 году. С тех пор трек подвергался постоянной критике и санкциям. Наконец, Биллу Франсу это надоело, и в 1968 году он продаёт трек властям города и прикладывает свои усилия в постройку нового суперспидвея в Алабаме, где он купил 1800 акров земли, около военного аэропорта, который правительство США продало в собственность городку Талладега после Второй Мировой Войны. Помог Биллу Франсу и его организации «International Speedway Corporation» в покупке и выборе места бывший гонщик и чиновник города Аннистона Билл Уорд и мэр города Джеймс Хардвик. На этой земельной площади даже остались недостроенные взлётные полосы аэропорта, который планировали расширить. Главными критериями выбора места для постройки нового трека были доступность подъезда, высокая плотность населения, прибыль для властей и организаторов. В последнем пункте власти города убедились, посетив гонку Firecracker 400 на суперспидвее в Дайтоне.

23 мая 1968 года, между городами Бирмингем и Аннистон, на востоке штата Алабама, началась постройка самого большого трека НАСКАР, суперспидвея «Alabama International Motor Speedway». Уже 13 сентября 1969 года новый суперспидвей «Alabama International Motor Speedway» принял первую гонку второго дивизиона НАСКАР «Bama 400 Grand Touring», которую выиграл Кен Раш на Chevrolet Camaro. На следующий день, 14 сентября 1969 года прошла и первая гонка Кубка НАСКАР (который тогда назывался «Grand National Division»). Эту гонку Talladega 500 выиграл Ричард Брикхауз, опередив Джима Вэндайвера и Рамо Стотта.

Однако опасения гоночных оппозиционеров подтвердились. Скорости в практиках и квалификации были очень большими – Чарли Глотцбах, например, выиграл поул со средней скоростью 199.466 миль/час. Шинные компании не гарантировали качество покрышек, способных выдержать такие нагрузки на протяжении долгого времени. Ассоциация профессиональных гонщиков (Professional Drivers Association (PDA)), под управлением Ричарда Петти, объявила сложившуюся ситуацию небезопасной, и многие гонщики покинули трек в субботу после обеда. Но Билл Франс решил, что гонка должна состояться, и на старт гонки должны были выйти гонщики, которые не присоединились к бойкоту, и гонщики младшего дивизиона, которые уже участвовали в своей гонке «Bama 400» днём ранее. Эта гонка стала первой и для Ричарда Чайлдресса. Билл Франс старший самолично сел в автомобиль и проехал трек на полном газу. 500-мильная дистанция прошла без крупных инцидентов. Эта акция Франса старшего привела к исчезновению Ассоциации профессиональных гонщиков спустя несколько лет.

Но ужасная и мифическая репутация Талладеги уже была завоёвана. Началась цепь трагедий. Два гонщика, механик машины Ричарда Петти, и несколько болельщиков погибли здесь, Бобби Аллисон чудом уцелел после полёта в воздух, но машины травмировала несколько зрителей, затем знаменитый гонщик Дейви Аллисон разбился на вертолёте в инфилде, и ещё несколько инцидентов произошло здесь. Сам термин “The Big One” (завал с участием многих машин) стал порождением Талладеги. Гонщик Бобби Исаак заехал на свой пит-сталл в середине гонки, и вышел из машины, объяснив это тем, что он слышал «голоса», приказавшие ему остановить машину и не участвовать дальше в гонке.

Легенда гласит – эта земля в Сухой Долине штата Алабама была проклята индейцами, жившими здесь, и где находились священные могилы их предков и места религиозного культа. В 1838-1839 годах «истинные демократы» США депортировали их в штат Оклахома. Поэтому место это плохое. И как знать, может и гибель в Дайтоне десятикратного триумфатора Талладеги, «Устрашителя» Дейла Эрнхардта связана с индейским проклятием?




Однако с Талладегой связано и много красивых моментов в истории гонок НАСКАР. Один из лучших финишей 1-2-3 состоялся в Талладеге в 1981 году, когда новичок Рон Бучард на последних 500-тах ярдах обогнал сразу Даррелла Уолтрипа и Терри Лабонте, и опередил их на финише на полметра. В 1999 году был зафиксирован самый плотный финиш в истории автоспорта с разницей в 0.002 секунды, когда Терри Лабонте в гонке «Aaron’s 312» чемпионата NASCAR Busch Series опередил Джо Немечека. И только позже этот результат повторили. Сначала в 2002 году на «Chicagoland Speedway» в гонке IRL IndyCar Series был зафиксирован рекордный финиш с разницей 0.0024 секунды между Сэмом Хорнишем мл. и Элом Анзером мл. А затем в гонке Кубка НАСКАР в Дарлингтоне «2003 Carolina Dodge Dealers 400» 0.002 секунды разделили на финише Рика Кравена и Курта Буша.

В 1989 году название трека стало современным — Talladega Superspeedway, а вторая 500-мильная гонка сезона была перенесена с июля на октябрь в 1997 году. Включение этого суперспидвея в список треков Чейза – отдание чести его заслугам.


Гонки Кубка НАСКАР в Талладеге (photo by http://sports.espn.go.com, Autostock, Getty Images)

Титульный спонсор гонки: UAW-Ford. UAW – объединённый профсоюз работников авто- и машиностроения, основанный в 1935 году на основе профсоюзов автомобильных заводов города Детройта, Ford (Ford Motor Company) – американский и международный автомобильный концерн, который удерживает на данный момент третье место в мире по числу продаж, на первом и втором местах идут General Motors и Toyota. Ранее спонсорами этой осенней гонки в Талладеге были компании DieHard, Winston (R.J. Reynolds Tobacco) и EA Sports.

Трек: суперспидвей Talladega Superspeedway. 2.66-мильный овал (4.281 км) с асфальтовым покрытием, форма – Три-овал: «правильный» овал + дуга (дуга передней «прямой» имеет выраженную треугольную форму).
Передняя прямая – 1311 м (два отрезка от поворота до середины три-овала по ~ 655.5 м), бэнкинг 16.5 градуса; задняя прямая – 1219 м, бэнкинг 2 градуса; бэнкинг поворотов 33 градуса, длина 1143 м, радиус 335 м; бэнкинг три-овала 18 градусов. Ширина трека – 14.6 м (апрон 3.7 м), пит-сталлов — 47.

Окно пит-стопов трека: каждые 34-36 кругов в расчёте на дистанцию под зелёным флагом.

Владелец трека: корпорация «International Speedway Corporation» – организация-корпорация владельцев треков НАСКАР в США, первая и самая известная, основанная в 1953 году Биллом Франсом старшим, и объединившая в наше время семейство Франсов, Роджера Пенске и его компанию «Penske Motorsports», и владельцев треков Талладега и Дайтона. Современный гоночный комплекс принимает этапы NASCAR NEXTEL Cup Series, этапы NASCAR Busch Series и NASCAR Craftsman Truck Series, ARCA RE/MAX Series. Вместимость трибун трека – 143231 мест для сидения, общая вместимость – около 190000.

Начало гонки: воскресенье, 7 октября: 2:00 pm/ЕТ — 22.00 МСК (зелёный флаг ожидается в 22.20 МСК).

ТВ: АВС/ESPN, TSN, Premiere, Viasat Sport, AB Moteurs, D-Spor, 7ТВ.

АВС/ESPN Countdown: 1:00 pm/ЕТ — 21.00 МСК

Команда журналистов и обозревателей ESPN:
Ведущие: д-р Джерри Панч, Расти Уоллас, Энди Петри
Пит- репортёры: Майк Массаро, Ален Бествик, Дейв Бёрнс, Джеми Литл
Студия: Брент Мьюсбаргер, Сюзи Колбер, Бред Догерти

Дистанция: 188 кругов/500.08 миль/804.8 км

Призовые: $5 384 639, $5 282 231 в 2006 году.

Техника (СОТ- автомобиль).

Производители: Dodge Avenger (концерн Chrysler), Ford Fusion, Chevrolet Impala SS (концерн General Motors), Toyota Camry.
Гонка на СОТ- автомобилях (CAR of Tomorrow), с рестрикторными пластинами.

Технические характеристики узлов:

  • Двигатель: атмосферный восьмицилиндровый V8 двигатель пушрод (с нижним расположением распредвала в блоке цилиндра, так называемый pushrod engine – двигатель с толкающими штангами) объёмом 5.87 л; мощность двигателя ~ 850 лошадиных сил (634 кВТ), удельная мощность 150 л.с./л; максимальное количество оборотов двигателя ~ 10000 об/мин, 850 лошадиных сил при 9000 об/мин, оптимальный гоночный диапазон 8500-9200 об/мин. Для гонок с рестрикторными пластинами (треки Дайтона, Талладега) мощность ~ 425 лошадиных сил (317 кВТ); максимальное количество оборотов двигателя ~ 7100 об/мин.
  • Топливо: неэтилированный бензин с октановым числом 98; размер топливного бака 17.75 галлонов (67.2 литра); система подача топлива – карбюратор, степень сжатия рабочей смеси воздуха и топлива 12.5:1; 4 цилиндра, 354-392 литра/сек. Расход топлива – 4-6 миль/галлон, средний расход ~ 4.8 миль/галлон. Для рестрикторных гонок объём топливного бака 13 галлонов, расход топлива 6.5-7.4 миль/галлон.
  • Коробка передач: ручная четырёхскоростная.
  • Масса автомобиля: минимальная 3200 фунтов (1455 кг) без гонщика; минимальная 3400 фунтов (1545 кг) с гонщиком.
  • Размеры автомобиля: 198.5/74/53.5 дюймов, колёсная база 110 дюймов, шинная ширина колеи 61.5 дюйма.
  • Шины: слики GoodYear, высокопрофилированные, наполненные азотом, для треков длиной более 1 мили внешние и внутренние.
  • Рулевое управление: винт — шариковая гайка, с гидроусилителем.
  • Аэродинамика СОТ: Заднее антикрыло и фронтальный (передний) сплиттер («рассекатель»). Угол атаки антикрыла может меняться от 0 до 16 градусов, а кромки антикрыла могут быть прямыми или изогнутыми, для контроля боковой и задней прижимной силы. Фронтальный сплиттер – своеобразная полка, прикрученная болтами под передним бампером машины, может быть урегулирован от 4 до 6 дюймов для создания фронтальной прижимной силы.


Практики к этой гонке в Талладеге на СОТ решили начать на рестрикторных пластинах с диаметром дырок 31/32 дюйма. Это должно дать командам дополнительные 80 лош. сил к 425 лошадиным силам на обычных машинах и использовавшихся рестрикторах 28/32 дюйма. Угол атаки заднего антикрыла должен быть установлен на неизменные 10 градусов, а высота горизонтальных металлических планок на антикрыле (wicker) увеличена с 3/16 до 1 дюйма, для увеличения коэффициента аэродинамического сопротивления. Впервые также будут установлены изогнутые кромки заднего антикрыла, для улучшения боковой прижимной силы, под действием которой задняя часть машины будет направляться внутрь трека. Также будет применено правило стандарта для коробки передач.

The UAW-Ford 500 @ Talladega: факты

Поулситтер первой гонки 2007 года: #24 Джефф Гордон, средняя скорость 192.069 миль/час, финишировал 1-ым.
Поулситтер прошлого года (2006, вторая гонка): # 38 Дэвид Гиллилэнд, средняя скорость 191.721 миль/час, финишировал 15-ым.
Квалификационный рекорд круга: Билл Эллиот, апрель 1987, средняя скорость 212.809 миль/час (без рестрикторов).
Квалификационный рекорд круга: Билл Эллиот, май 1990, средняя скорость 199.388 миль/час (с рестриктором 15/16 дюйма).
Победитель первой гонки 2007 года: # 24 Джефф Гордон, средняя скорость 154.167 миль/час, стартовал 1-ым.
Победитель прошлого года (2006, вторая гонка): #25 Брайан Викерс, средняя скорость 157.602 миль/час, стартовал 9-ым.
Рекорд гонки: Марк Мартин, май 1997 года, средняя скорость 188.354 миль/час.
Победа с самой низкой официальной позиции на старте: # 24 Джефф Гордон, апрель 2000, стартовал 36-ым.
Наибольшее количество побед: 10 – Дейл Эрнхардт / 5 — Дейл Эрнхардт мл., Джефф Гордон
Наибольшее количество поулов: 8 – Билл Эллиот / 3 – Джереми Мэйдфилд, Стирлинг Марлин, Джо Немечек, Эллиот Садлер.
Наибольшее количествоТОП-5: 23 – Дейл Эрнхардт
Наибольшее количествоТОП-10: 27 – Дейл Эрнхардт
Самый возрастной победитель: Гарри Гант, 52 года, 3 месяца, май 1991 года
Самый молодой победитель: Бобби Хиллин мл., 22 года 1 месяц, июль 1986 года
Наибольшее количество смен лидера: 75 – май 1984 года
Наименьшее количество смен лидера: 13 – май 1973 года
Наибольшее количество коушенов: 11 – апрель 2004 года
Наименьшее количество коушенов: 0 – трижды, последний раз октябрь 2002 года
Наибольшее число финишировавших машин: 40 – апрель 2001 года
Наименьшее число финишировавших машин: 14 – июль 1986 года
Наибольшее количество побед для производителя: 31 – Chevrolet.
Наибольшее количество побед для команд: 9 – команды Ричарда Чайлдресса.
Два действующие гонщика, имеющие наилучший показатель по среднему месту на финише в Талладеге, Курт Буш и Тони Стюарт, не выигрывали здесь ещё ни разу.
Суперспидвею Talladega Superspeedway принадлежат рекорды: самая быстрая гонка сток-каров (188.354 миль/час, май 1997 года, победитель Марк Мартин, гонка без коушенов, 2 часа 39 минут); наибольшее количество смен лидера 75 в мае 1984 года; и наибольшее число разных гонщиков, побывавших в лидерах – 26, дважды — в июле 1986 года и в апреле 2001 года. Это дало право называться Талладеге «самым соревновательным треком Кубка НАСКАР».

За предоставленный материал большое спасибо skom‘y

Check Also

Призовые!

Почему в некоторых случаях гонщик, финишировавший ниже другого, получает в качестве призовых большую сумму? Многие …

2 комментария

  1. Расти в талладеге тестировал сток. И кстатии относительно опенвилсов-точно помню по какой то статистике времена круга на юсаф. Но не уверен, была ли это полноценная гонка или просто обширные тесты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 5 =