Home / Техосмотр: Williams FW25 в сезоне 2003 г.

Техосмотр: Williams FW25 в сезоне 2003 г.

Немного отойдя от наполненного эмоциями формульного сезона образца 2003 г., можно попытаться взглянуть назад, и посмотреть, на чем, в конце концов, ездили пилоты команды BMW.WilliamsF1 в минувшем году. Что мы и делаем…

С уходом главного специалиста по аэродинамике Джеффа Уиллиса к концу 2002 года ожидалось, что Williams избавится от своего консерватизма и сделает большой шаг вперед в отношении нового болида. Машину представили в конце января в Испании, в Williams хотели начать сезон с новой машиной. На первый взгляд, машина не слишком отличалась от своего предшественника, но некоторые детали подсказывали, что перед нами другой болид.

Передняя часть шасси и носовая часть были приподняты вверх и сужены, кокпит и обтекатели двигателя также изменились. Главным изменением стало среднее расположение боковых закрылков в отличие от продвинутого их расположения, которому ранее отдавалось предпочтение. При их настройке использовались закрылки с большим углом атаки и рассеченным краем для уменьшения турбулентности. Выхлопные трубы установлены заподлицо с кузовом и имеют панели для установки охлаждающих воздуховодов.

Одно было очевидно: болид стал существенно короче обоих предшественников. Это было достигнуто, помимо прочего, установкой укороченной коробки передач. Двигатель Р83 от BMW использовали еще до окончания предыдущего сезона, а к началу нынешнего уменьшили его вес и изменили крепление. Однако ему по прежнему требуется большой воздухозаборник. Сочетание большого воздухозаборника и укороченной коробки придало заднему обтекателю странную обрубленную форму. Первые несколько гонок большой блистер над коробкой передач скрывал тот факт, что Williams подвеску с амортизаторами внутри пружин, технологию, считающуюся устаревшей в Ф1. Поскольку команда торопилась представить новую машину FW25 уже в Австралии, было решено подождать с установкой новой подвески. Вместо нее установили промежуточный вариант, старую подвеску и новую коробку.

На первых тестах болид показал себя не лучшим образом; ему не хватало скорости и стабильности, и вскоре на новую машину начали переставлять старые детали от FW24, такие как боковые обтекатели и антикрылья. Надвигался кризис, и команда вынуждена была переработать шасси для второго и третьего этапов.

Машине не хватало прижимной силы. Несмотря на скромные размеры сложного переднего W-образного антикрыла, оно требовало серьезной работы на заднем антикрыле, чтобы сбалансировать машину. По мере работы над машиной настройка заднего антикрыла стала проще и придала машине более нейтральную поворачиваемость.

Скоро у болида были новые днище, крылья и боковые мини-антикрылья, настроенные для создания большей прижимной силы. На обоих дополнительные аэродинамические приспособления. Этот процесс продолжался в последнее время под руководством Фрэнка Дерни, специалиста по аэродинамике, работавшего в Williams еще до Уиллиса и Ньюи. Как руководитель проекта, Дерни также взял на себя роль гоночного инженера Хуана Пабло Монтойи, который бился над лучшими настройками для своего болида. Медленно, но верно болид прогрессировал, сначала добавили воздуховод а-ля Ferrari, чтобы упорядочить выхлоп, а затем установили комбинацию крыло-воздуховод а ля Renault. Впоследствие добавились воздуховоды на боковых понтонах для отвода тепла от радиаторов. Позже на тех же понтонах появились дополнительное мини-антикрыло.

В Сильверстоун команда привезла новые днище и обтекатель двигателя, что позволило установить заниженные боковые аэродинамические элементы. На Williams появился гребень вдоль обтекателя двигателя, позволяющий компенсировать центробежный момент на высоких скоростях. Под конец сезона Williams установили новый тормозной тракт и еще раз протестировали двигатель BMW, подготовленный к следующему сезону.

За год с болидами произошли потрясающие изменения; не просто появились новые технологии, команда научилась понимать новые квалификационные правила, новых гоночных инженеров и шины Michelin.

Check Also

Прямая трансляция свободных заездов Indy500

На официальном канале серии Indycar в Youtube вы можете следить за всеми событиями (кроме гонки), …