Home / Сомнения по поводу стартующего Гран-при Китая

Сомнения по поводу стартующего Гран-при Китая

Организаторы, спонсоры и фанаты Ф1 сошлись в бурном экстазе после того, как ФИА объявила о включении трассы в Шанхае в календарь Формулы 1 на период с 2004 по 2010 год. Однако многие знатоки сомневаются в беспристрастности такого решения.

Беспокойство вызвано подозрением, что табачные гиганты – основные источники финансирования Ф1, вкладывающие в Большой Цирк более 350 миллионов долларов ежегодно – будут использовать гонку для рекламы своей продукции на самом большом потребительском рынке табака.

Беспокойству также способствует намерение Китая отменить выдачу специальных лицензий на розничную торговлю иностранными табачными изделиями.

Всемирная Организация Здравоохранения пытается запретить рекламу табака в Ф1 по всему миру с 1 октября 2006 года. Комитет по Здравоохранению ЕЭС решил ввести подобные санкции еще раньше – с 31 июля 2005 года.

Ведущие команды, такие как Ferrari, BAR, McLaren и Renault потеряют своих спонсоров. На самом деле они потеряют их в конце 2004 года, поскольку дата вступления ограничения в силу приходится на середину сезона, и они не смогут сменить титульного спонсора. Таким образом, командам придется искать новые источники финансирования еще до истечения спонсорских контрактов в конце 2006 года.

«Единственным путем для продления этих контрактов в 2006 году является сокращение числа европейских гран-при до числа, которое устроило бы табачные компании», заявил президент ФИА Макс Мосли.

В этом году мы остались без бельгийского Гран-при, в следующем останемся без австрийского.

В 2004 году появятся Гран-при Китая и Бахрейна. В будущем могут появиться Гран-при Турции, России, Индии, Египта, Мексики. Обсуждается вопрос проведения еще одной гонки в США.

Однако существует вероятность, что Гран-при Китая не станет для ФИА легкой прогулкой. И не поможет ни огромная популярность Формулы 1 в Китае, ни гигантские сборы от продажи билетов, сопутствующих товаров и туризма.

В соответствии с Конвенцией ВОЗ по контролю за табакокурением, которую Китай согласился подписать, реклама табака и участие табачных компаний в спортивных мероприятиях будет сильно ограничена в Китае. Правительство Китая уже пообещало принять ряд ограничительных мер, чтобы подтвердить серьезность своих соглашений с ВОЗ.

После подписания Ю Дзинфеем, менеджером Shanghai International Circuit Company (SIC) договора с главой Формулы 1 Берни Эклстоуном ему приходится иметь дело с весьма щекотливой проблемой.

Сообщается, что Ю пытается получить от правительства разрешения на рекламу табака во время проведения Гран-при. Ситуация похожа на таковую с первым дивизионом китайских футбольной и волейбольной лиг, в которых спонсорами двух команд выступают крупнейшие китайские табачные гиганты.

«Китайцы – народ достаточно мудрый, чтобы решить такую проблему. Мы ведем переговоры со многими организациями и достигнем нашей цели (разрешения рекламы табака на Гран-при Ф1), и при этом не нарушим международное законодательство», заявил Ю в неофициальной беседе.

Формула 1 – одно из самых престижных и дорогих спортивных мероприятий, которое ежегодно обходится примерно в 7 миллионов долларов. Прибавьте сюда очень неплохие зарплаты пилотов, и вы поймете, какие серьезные неприятности принесет уход табачных компаний.

Ши Тяньшу, президент Китайской Федерации Автоспорта также не видит дальнейшее развитие без вливаний от табачных гигантов.

«Ф1 принесет огромные доходы и коммерческую прибыль в сопутствующие отрасли и увеличит занятость населения», заявил Ши.

«Китай – развивающаяся страна, поэтому во главу угла должно быть поставлено развитие. Я не думаю, что реклама табака в Ф1 приведет к увеличению числа курильщиков», добавил он.

Однако эксперты в области ограничения табакокурения критикуют такую позицию. Ли Цзян, ученый из Департамента борьбы с курением при Центре предотвращения заболеваний обеспокоен пассивным влиянием табачной рекламы на здоровье людей, особенно детей и подростков.

“Волнующий мир автоспорта оказывает огромное влияние на молодежь. Комбинация модного вида спорта и табачной рекламы может оказать негативное влияние на привычки молодых людей», заявил Ли.

Кроме того, поскольку гонка будет транслироваться на весь мир, эксперты от здравоохранения обеспокоены международным имиджем Китая.

Несмотря на то, что табачные компании приносят огромную прибыль стране в виде налогов, многие соглашаются с тем, что деньги не стоят вреда, который они приносят.

«В дальней перспективе стране выгодно вводить меры по ограничению курения табака, поскольку моментальная прибыль от табачной отрасли не покрывает экономических потерь и ущерба здоровью, причиняемых курением», заявил Ли.

ВОЗ подсчитала, что в 1993 году Китай получил 4,9 миллиарда долларов в качестве налогов от табачных компаний, однако потеряла 7,8 миллиарда долларов на выплате компенсаций по потере трудоспособности.

«Реклама табака на гран-при Ф1 в следующем году будет незаконной, и я не допущу достижения каких-либо компромиссов с организаторами», заявил Ян Гонхуань, вице-президент Китайской Ассоциации по борьбе с курением.

На вопрос о том, рассматривает ли он возможность того, что Ф1 получит разрешение на рекламу табака в Китае, Ян ответил утвердительно.

«Однако я считаю, что это огромный шаг назад в борьбе с курением».

Check Also

Монтойя финиширует в TOP10 на Гран При Индианаполиса

На прошедшем в минувшую субботу Гран При Индианаполиса, Хуан-Пабло Монтойя финишировал на 10-м месте, отстав …