Home / ads / BMW по-прежнему лидирует в разработке двигателей

BMW по-прежнему лидирует в разработке двигателей

Двигатель BMW P83, установленный на болидах WilliamsF1, по-прежнему оценивается специалистами как наиболее мощный и продвинутый в современной Формуле-1. Наглядным подтверждением этому служат лидирование команды в Кубке Конструкторов и наибольший километраж, пройденный на гонках этого сезона.

900-сильный двигатель в исполнении BMW весит менее 90 кг, при этом раскручиваясь до 19 200 оборотов в минуту. В музей BMW P83 отправится спустя три недели после окончания сезона-2003 в Сузуке. И лишь за два Гран-при до конца чемпионата публикуется более подробное описание двигателя, о котором, по большому счету, мало что известно за исключением нескольких основных характеристик.

Например, вряд ли кто может представить, что при разработке этого мега-мотора было сделано 1,950 чертежей CAD. Если их всех распечатать и выложить по порядку, получится милая дорожка длиной 1.3 км.

Конечно, не этот факт выделяет BMW P83 из линейки моторов, используемых командами Формулы-1. Всего за время существования этой версии было произведено около 200 единиц BMW P83, десять из которых команда берет на уик-энд. В самой гонке число оборотов ограничено до 19 000 оборотов в минуту, и до 4 000 — на холостом ходу.

Перед тем, как пройти техосмотр, P83 проходит дистанцию в 500 км. К тому времени, как двигатель будет снят с производства, в конструкцию будет внесено не менее 1 388 (!) модификаций. Это примерно 5 000 деталей, 1 000 из которых совершенно различных.

Двигатель разрабатывается и производится исключительно BMW. Блок двигателя и головка блока цилиндров, например, выполнены из алюминиевого сплава, и изготавливаются на литейном заводе BMW Formula 1 в Ландшуте, с использованием специальной тонкостенной методики. Мюнхенское производство BMW обеспечивает, среди прочего, поставку коленчатых валов (из стали), распредвалов (из упрочненного стального сплава) и крышки распредвалов. Также здесь проходят обработку крышки блоков цилиндров и картеры двигателя (можно купить защиту картера в Москве). Топливная система и электроника двигателя также производятся в Мюнхене.

Разумеется, BMW P83 способен удовлетворить высочайшим требованиям Формулы-1 с точки зрения надежности, а также демонстрировать высокое исполнение в экстремальных ситуациях. Например, на Гран-при Монако, когда коробка передач и двигатель подвергаются таким испытаниям как 3 100 переключений скоростей за гонку. Или в Монце, где заслонка полностью открыта на протяжении 73% дистанции. А в Сузуке топливная система должна выдержать ультра-скоростной 130-градусный поворот при боковой нагрузке в 4g.

При этом скорость на трассе — не самое важное. Даже внутренние элементы двигателя ставят свои рекорды. Скорость движения поршня, например, достигает 40 метров в секунду, или 144 км/ч, а средняя скорость составляет 25 м/с.

Вероятно, P83 лучший двигатель в Формуле-1, и мог бы быть еще лучше, если бы некоторые параметры не были близки к предельным. Так, уже достигнута температура выхлопа 950 градусов, максимальные температуры воздуха в воздушной системе составляет 250 градусов.

Работа над усовершенствованием в BMW не останавливается ни на секунду. Уже вступила в действие испытательная фаза для нового BMW P84. И после успешных тестов на стенде, двигатель прошел обкатку на трассе в Монце 4 сентября в своей спецификации сезона-2004.

Check Also

Маркус Амброуз переходит в RPM с 2011 года

После известий о расставании в конце сезона с JTG Daugherty, и несмотря на спекуляции, что …